Главная > История

"Вот о ком стоит снимать фильмы" - Судьба советского боксёра, который дрался в Бухенвальде

История Андрея Борзенко поражает всех, кто ее услышит. Этот советский боксер не был олимпийским чемпионом, он победил только на местных чемпионатах в среднеазиатских соревнованиях. Но зато Андрей вышел победителем в 80 боях на арене в концлагере Бухенвальд. Как он выжил?

Судьба спортсмена

Борзенко родом из Ташкента, там он встретил человека, который изменил его жизнь. Это был американец Сидни Джаксон, который переехал в Россию еще в дореволюционные времена. Он решил остаться жить в СССР, несмотря на радикальные перемены в стране. Джаксон стал тренером, взрастил немало успешных спортсменов и тренеров. Именно он развивал таланты Борзенко, а встретились они через детей Джаксона. Андрей учился с ними в одном вузе.

Когда грянула Великая Отечественная война, Борзенко сразу был призван на фронт. После тяжелых боев был захвачен в плен, когда советская армия отступала с Днепра. Его отправили в концлагерь рядом с Дрезденом, откуда он дважды пытался сбежать. Потом было перенаправление в Бухенвальдский лагерь. А там условия были просто невыносимые.

Сам Борзенко потом рассказывал своему сыну, что немцы отличались большой чистоплотностью, аккуратностью. Давали мыло, следили за чистотой пленных. Но и расстреливали тоже – точно, стерильно, аккуратно. Получали удовольствие от своей правильности.

В Бухенвальде содержали почти четверть миллиона человек. Из них каждый десятый был из СССР, выжил, в лучшем случае, каждый пятый. Советские пленные были под особым надзором у руководства, а немцы, сидевшие за уголовщину, вообще откровенно враждовали с ними.

Выход на ринг

Когда нацисты узнали, что Борзенко в прошлом боксер, они выгнали его на бои гладиаторов. Эти события организовывали для видимости, что в лагере идет интересная жизнь, социальные мероприятия. Андрей был успешен в боях, не проиграл ни разу. Те самые уголовники мечтали его сломить, шли один за другим драться с этим непобедимым русским. Но все они отправлялись в нокаут. Даже известный бандюг из Гамбурга, который был звездой подпольных боев, Вилли – лучший боксер из СС, другие чемпионы – все проиграли Борзенко, приезжая в Бухенвальд специально на бой.

Советские пленные очень вдохновлялись победами соотечественника. Кроме того, это помогало организовать сопротивление внутри лагеря. Боксерские бои очень отвлекали немцев, охрану, а в это время подполье занималось планированием побегов.

Возвращение

После войны Борзенко вернулся на родину, долго лечился, в итоге только один раз вышел на боксерский ринг, на республиканских соревнованиях. Его заметил писатель Георгий Свиридов – девять нокдаунов подряд его сильно впечатлили. Андрей рассказал ему о своем прошлом, о лагерных боях. И Свиридов написал книгу «Ринг за колючей проволокой», которую перевели на разные языки.

Борзенко закончил спортивную карьеру и пошел учиться на врача, стал высококлассным хирургом. Проработал в одной больнице до конца жизни. Но иногда его приглашали в комиссию в роли рефери. В итоге он стал заслуженным рефери в Узбекистане.

Андрей женился, растил сына и дочь. Про свои бухенвальдские подвиги не любил говорить, что расстраивало многих знакомых. Все хотели знать подробности, записать их для истории. Даже супруга Борзенко узнала о его лагерной жизни только из книги Свиридова. И детям он особо ничего не рассказывал. Это породило много слухов – что он умер нищим, был в сталинских лагерях, потерял ногу в концлагере. Но можно точно сказать, что и без слухов жизнь этого человека была довольно яркой и неповторимой.

Источник