Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
Советский боец поднял восстание в лагере пленных: убито 160 душманов, 6 советников НАТО: а потом все узнали кем был этот Герой!
В репертуаре знаменитого ансамбля ВДВ «Голубые береты» есть песня «В горах под Пешаваром в Пакистане», основанная на реальных событиях. О них и пойдёт речь в этой статье.
26 апреля 1985 года примерно 12 советских военнопленных в лагере Бадабер (35 км от Пешавара) в Пакистане подняли восстание. Захватив склад с оружием, они более суток держали оборону, уничтожая афганских душманов, пакистанских военнослужащих и и даже советников НАТО! Все герои погибли. При штурме была полностью разрушена военная база, уничтожены 120 афганских душман, 40 пакистанцев, 6 военных советников из США.
В живых из участников этого восстания остались двое, которые и рассказали всё, что помнили. Их противники - афганские моджахеды и пакистанские военные - вдаваться в подробности не собирались никогда.
На месте, где стоял лагерь подготовки боевиков Бадабер осталась огромная воронка: там был склад вооружений, на котором забаррикадировались восставшие и откуда их так и не смогли выбить.
Взрыв, который уничтожил склад и часть лагеря, был колоссальной силы: его зафиксировали даже датчики сейсмической разведки. Он произошёл в 8 часов утра 27 апреля.
А началось восстание в девять часов вечера 26 апреля, когда советским военнопленным удалось снять часовых и вырваться на свободу.
Официально лагерь в пакистанском кишлаке Бадабер (50 км от границы с Афганистаном) значился гуманитарной миссией помощи беженцам. На самом деле - в Бадабере развернули боевую подготовку душманов. Как в любом подобном лагере, там хватало грязной и тяжёлой работы, для которой держали советских и афганских военнопленных.
Среди тех, кто поднял восстание в апреле 1985-го, было несколько человек, которые провели на этих работах уже почти три года.
Как позднее вспоминали уцелевшие военнопленные из Бадабера, всё изменилось, когда в лагерь доставили очередного пленника, которого называли Абдурахмон. Такой была практика содержания пленных: им всем присваивали мусульманские имена, рассчитывая оторвать от корней и подтолкнуть к принятию ислама. Подлинные имена были под запретом.
«Абдурахмон» был простым водителем, однако большинство пленных сразу признали в нём командира, - человека очень сильного духом, имеющего право принимать решения и отдавать приказы. Так рассказывал через двадцать лет после восстания чудом уцелевший военнопленный Носиржон Рустамов.
До его прихода даже тем, кого водили на разгрузку в оружейный склад, просто не приходило в голову запоминать, что где находится. Новая партия боеприпасов пришла в начале двадцатых чисел апреля, и тогда «Абдурахмон» назначил день восстания - пятница, 26 апреля.
Выбор на пятницу пал не случайно: именно в этот день все обитатели лагеря, за исключением часовых и живших в отдельном здании иностранных инструкторов, выстраивались на плацу и отправлялись в мечеть на пятничную молитву.
Лучшей возможности для нападения не было, и как только курсанты под руководством инструкторов-мусульман отправились молиться, пленники взяли в руки куски арматуры и пошли в атаку.
Первым делом были сняты двое часовых, охранявших русских. Сразу после этого, с их автоматами в руках восставшие бросились в сторону оружейного склада. Именно этот момент выбрал для предательства один из пленных по кличке «Исламудин»: он бросился бежать в сторону мечети.
Остановить восстание это уже не могло, но лишило советских бойцов внезапности, а самое главное, спохватившиеся душманы тут же перекрыли восставшим, которые заняли позицию на крыше арсенала, путь к другим зданиям. Среди них было и строение, где размещалась радиостанция: теперь дать знать о том, что в лагере на территории Пакистана содержатся советские военнопленные и что они подняли восстание, стало невозможно.
С этого момента у восставших был только один путь: держать оборону на крыше и внутри арсенала, требуя встречи с представителями дипломатических миссий СССР и Афганистана в Пакистане, а также с представителями Красного Креста.
Но именно на это и не могли согласиться враги: Пакистан официально держал нейтралитет в афганском конфликте, поэтому обнародование информации о том, что на его территории афганцы держат арсеналы, тренировочные базы и лагеря советских военнопленных – была нежелательной и даже невозможной.
Переговоры зашли в тупик, и тогда был отдан приказ о начале штурма. Но имевшие огромный запас оружия и боеприпасов доблестные советские воины, которые к тому же занимали доминирующую позицию на местности, отбивали все атаки моджахедов и пакистанских солдат.
⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Тогда в дело вступила артиллерия. Через несколько залпов, страшной силы взрыв разметал арсенал вместе с восставшими.
Пакистанская сторона категорически отрицала даже сам факт боя в «лагере беженцев». Только в декабре 1991 года его признали и в Исламабаде. Вскоре стали известны 22 имени советских военнопленных, содержавшихся в лагере. Утверждать, кто именно из них участвовал в восстании, сложно.
Даже то, что репортёрам удалось найти уцелевшего Носиржона Рустамова, не слишком помогло. Ведь бывший узник знал только исламские имена своих товарищей по плену. Не всегда могли помочь даже фотографии: плен сильно меняет людей.
Но личность предводителя восстания «Абдурахмона» установили: им оказался водитель из 5-й гвардейской мотострелковой дивизии Николай Иванович Шевченко, родом из села Дмитриевка Великописаревского района Сумской области.
Кроме того, в лагере Бадабер также содержались, и могли принять участие в этом восстании:
-
рядовые Васьков Игорь Николаевич, 1963 г.р., Костромская область; Зверкович Александр Николаевич, 1964 г.р., Витебская обл.; Саминь Николай Григорьевич, 1964 г.р., Целиноградская обл.; Левчишин Сергей Николаевич, 1964 г.р., Самарская обл.;
-
ефрейтор Дудкин Николай Иосифович, 1961 г.р., Алтайский край;
-
мл. сержант Коршенко Сергей Васильевич, 1964 г.р., Белая Церковь.
Светлая им память!
Источник