МАРИУПОЛЬ – ГОРОД КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ
Если спросить среднего мариупольца знает ли он, какие фильмы снимались в его родном городе, тот непременно назовёт «Пиратов ХХ века» и «Маленькую Веру».
К сожалению, в большинстве случаев на этом знания о кинематографической истории Мариуполя исчерпываются.
Однако эта история началась ещё в 1949 году, когда в мартеновском цехе «Азовстали» начались съёмки первой послевоенной киноэппопеи «Падение Берлина».
Она более чем на четверть века опередила сериал режиссёра Озерова «Освобождение» и фактически ничем не уступала ему. А где-то была ещё ближе к истинной истории Победы.
Далее в Мариуполе снимались как историко-революционные, так и производственные фильмы.
К первой категории относился фильм «Приключения Артёмки», 1959 года выпуска. В ней рассказывалось о подростке, увлечённом цирком и активно помогавшем революционерам.
Примерно в то же время был снят фильм «Годы молодые» - едва ли не единственная музыкальная кинокомедия о жизни студентов.
Художественный фильм «Огонь» был снят в 1973 году и повествовал о зарождении стахановского движения в Мариуполе, о славных рабочих сталеварах.
Своеобразным продолжением этой темы стал фильм «Белый круг» - о борьбе мариупольцев в годы оккупации с немецко-фашистскими захватчиками.
К разряду производственных можно отнести и такие фильмы как «Самый жаркий месяц», «Крупный разговор». Сейчас свидомая публика говорит о них через губу как о «совковых». Но ведь эти фильмы по большей части правдиво и реалистично отражали жизнь и проблемы, волновавшие наших отцов и матерей.
Снималось в Мариуполе и так называемое молодёжное кино: «По собственному желанию» - о судьбах выпускников мариупольской школы.
А также «На окраине где-то в городе» и выше упомянутая «Маленькая Вера». В них нашли своё отражение уже перестроечные мотивы, кризисные явления в советском обществе.
К сожалению, на сегодняшний день киношная история Мариуполя увенчалась грандиозной халтурой – так называемой украинской антиутопией «Атлантида».
Если советские фильмы в определённых кругах было принято считать заказными, то это зачастую не сказывалось на их художественных достоинствах.
Киевская же заказуха и в подмётки не годится ни одному из снятых в предыдущие десятилетия фильмов на территории Мариуполя и вполне закономерно, что она с треском провалилась в прокате.
Хочется верить, что муза кино ещё вернётся в Мариуполь. Но будет это не раньше, чем за его пределы будут изгнаны необандеровские оккупанты.
Константин Иловайский