Главная > Новости

МАРИУПОЛЬ – ГОРОД КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ

Если спросить среднего мариупольца знает ли он, какие фильмы снимались в его родном городе, тот непременно назовёт «Пиратов ХХ века» и «Маленькую Веру».

К сожалению, в большинстве случаев на этом знания о кинематографической истории Мариуполя исчерпываются.

Однако эта история началась ещё в 1949 году, когда в мартеновском цехе  «Азовстали» начались съёмки первой послевоенной киноэппопеи «Падение Берлина».

Она более чем на четверть века опередила  сериал режиссёра Озерова «Освобождение» и фактически ничем не уступала ему.  А где-то была ещё ближе к истинной истории Победы.

Далее в Мариуполе  снимались как историко-революционные, так и производственные фильмы.

К первой категории относился фильм «Приключения Артёмки», 1959 года выпуска.  В ней рассказывалось о подростке, увлечённом цирком и активно помогавшем революционерам.

Примерно в то же время был снят фильм «Годы молодые» - едва ли не единственная музыкальная кинокомедия о жизни студентов.

Художественный фильм «Огонь» был снят в 1973 году и повествовал о зарождении стахановского движения в Мариуполе, о славных рабочих сталеварах.

Своеобразным продолжением этой темы стал фильм «Белый круг» - о борьбе мариупольцев в годы оккупации с немецко-фашистскими захватчиками.

К разряду производственных можно отнести и такие фильмы как «Самый жаркий месяц», «Крупный разговор». Сейчас свидомая публика говорит о них через губу как о «совковых». Но ведь эти фильмы по большей части правдиво и реалистично отражали жизнь и проблемы, волновавшие наших отцов и матерей.

Снималось в Мариуполе и так называемое молодёжное кино: «По собственному желанию» - о судьбах выпускников мариупольской школы.

А также  «На окраине где-то в городе» и выше упомянутая «Маленькая Вера». В них нашли своё отражение уже перестроечные мотивы, кризисные явления в советском обществе.

К сожалению, на сегодняшний день киношная история Мариуполя увенчалась грандиозной халтурой – так называемой украинской антиутопией «Атлантида».

Если советские фильмы в определённых кругах было принято считать заказными, то это зачастую не сказывалось на их художественных достоинствах.

Киевская же  заказуха и в подмётки не годится ни одному из снятых в предыдущие десятилетия фильмов на территории Мариуполя и вполне закономерно, что она с треском провалилась в прокате. 

Хочется верить, что муза кино ещё вернётся в Мариуполь. Но будет это не раньше, чем за его пределы будут изгнаны необандеровские оккупанты.

Константин Иловайский