Тему Китая многие считают основной в повестке США и России. Есть теория, согласно которой "Большая сделка" если и может состояться, то на основе вхождения Москвы в альянс с Западом против Пекина. Либо как минимум на основе сохранения нейтралитета.
Посмотрим, какие сигналы на этот счет посылает Путин. Судя по всему, никакого антикитайского разворота не планируется.
Журналист поинтересовался, почему Россия, опасаясь НАТО, не жалуется на военное усиление Китая на своих восточных границах. Хозяин Кремля ответил, что китайские соседи, в отличие от американцев, не объявляют Москву врагом.
"У нас с Китаем за последние годы, за последние десятилетия сложились отношения стратегического партнёрства, которых в истории наших государств мы ранее не достигали. Большой уровень доверительности и сотрудничества, причём по всем направлениям: в политике, в экономике, в сфере технологий, в военно-техническом сотрудничестве. Мы не считаем, что Китай представляет для нас угрозу. Это дружественная страна. Она же не объявляет нас врагом, как это сделали в Соединённых Штатах", - заявил Путин.
Далее он говорит, что экономика Поднебесной уже по ряду параметров больше, чем американская. Последнее - прозрачный намек на то, что России нет смысла идти на разрыв с Пекином.
"Китай ‒ огромная, мощная страна, полтора миллиарда человек. По паритету покупательной способности экономика Китая стала больше экономики США, а по уровню товарооборота за предыдущий год Китай вышел на первое место с Европой, США отошли на второе место", - напомнил Путин.
Он сказал, что у США "начинается такое противостояние с Китаем. Мы это всё видим. Все же понимают это".
"Но нас это не настораживает в том числе и потому, что мы считаем, что наша оборонная достаточность, так мы об этом говорим, находится на очень высоком уровне, в том числе и поэтому", - объяснил Путин, почему Россия не боится Китая.
Учитывая, что выше президент России долго рассказывал о военной угрозе от НАТО, его посыл понятен. По торговым и геополитическим вопросам у Москвы и Пекина куда больше общего, чем с Западом. При этом китайцев Кремль не рассматривает как силу, которая угрожает физическому существованию России.
Путин напомнил, что у КНР всего четыре авианосца, которые России не угрожают, поскольку основная граница у стран - сухопутная. Также он считает, что Китай и в ядерном отношении существенно слабее, чем Россия или США. В том числе Путин поддержал отказ Пекина сокращать свои наступательные вооружения.
"Китайцы справедливо спрашивают: "А чего нам сокращать, если мы и так меньше, чем вы? У нас всего этого меньше. Или вы хотите заморозить наш уровень ядерного сдерживания? А почему мы должны замораживать? Почему мы, страна с полуторамиллиардным населением, не можем поставить перед собой цель хотя бы достичь вашего уровня?".
В конце блока по Китаю Путин откровенно подытожил: "Мы видим попытки разрушить отношения между Россией и Китаем, мы видим это в практической политике".
О встрече с Байденом в Женеве
Путин заявил, что после избрания Байдена ждал предложений о встрече.
"У нас отношения двусторонние деградировали до самой низкой планки за последние годы, а всё-таки есть вопросы, которые требуют сверки часов, определения каких-то позиций взаимных, для того чтобы вопросы, представляющие взаимный интерес, решались эффективнее в интересах как Соединённых Штатов, так и России. Поэтому здесь нет ничего необычного. На самом деле мы, несмотря на такую, казалось бы, жёсткую риторику, ожидали таких предложений", - сказал президент РФ.
По его словам, прологом к саммиту послужило продление договора о сокращении наступательных вооружений по инициативе Байдена. И теперь Путин не исключает, что после саммита эта работа будет продолжаться уже на уровне ведомств.
"Мы слышали сигналы, что американская сторона хотела бы возобновления этих переговоров на профессиональном, экспертном уровне. Посмотрим. Если после встречи на высшем уровне условия будут для этого созданы ‒ пожалуйста, мы же не отказываемся, мы готовы к этой работе", - заявил Путин.
По его словам, список тем, которые интересуют американцев на саммите, известен России. То есть стороны едут на переговоры уже с "домашним заданием". И это вселяет некие надежды на конструктив.
При этом Путин пытался избегать давать жесткие ответы на вопросы о резких заявлениях Байдена в его адрес. Журналист в контексте саммита напоминал о высказываниях про "убийцу" и слова десятилетней давности о том, что у российского президента "нет души".
Путин делал упор на то, что его задача - вести переговоры в интересах России.
"Вообще-то люди встречаются для того, чтобы наладить отношения и создать условия для совместной работы, для достижения каких-то позитивных результатов. А если нужно выяснять отношения друг с другом и собачиться, как у нас говорят в России, ругаться, зачем тогда встречаться, время тратить?"
Но не удержался и от подколов: "Насчет души ‒ это в церковь, пожалуйста". И заявил, что "у Байдена хорошая память, наверное", что в свете разговоров о возрасте политика и слухов о его проблемах с памятью прозвучало как троллинг.
Насчет "убийцы" Путин сказал, что подобные обвинения он уже слышал много раз, "особенно во время борьбы с терроризмом на Северном Кавказе". Но эти ярлыки, по мнению Путина, не то, из-за чего можно "даже слегка" переживать.
"Я все время руководствовался интересами Российского государства и русского народа", - сказал Путин.
Журналист NBC перечислил имена погибших людей во время правления Путина - Анна Политковская, Александр Литвиненко, Сергей Магницкий, Борис Немцов, Михаил Лесин. И спросил - все ли это совпадения?
Путин ответил, что этот вопрос похож на «несварение желудка. Только словесное». По словам президента РФ все они погибли в разное время, по разным причинам, от рук разных людей.
"К Лесину я очень хорошо относился, он умер или погиб в США. Так мы у вас должны спросить, как он там погиб", - сказал Путин.
Потом Путин подытожил оскорбления в свой адрес от американцев и назвал их "мачизмом" в традициях Голливуда.
"Вот что касается жёсткой риторики, то мне кажется, что это вообще проявление отчасти общей американской культуры... Чаще всего это такой мачизм. Это в американской, в том числе политической, культуре вроде считается нормально. Кстати говоря, у нас нет. Но если после этой риторики следует предложение встретиться и обсудить двусторонние вопросы и вопросы международной политики, я воспринимаю это как желание к совместной работе. Если это желание серьёзное, мы готовы это поддержать".
О Беларуси и Протасевиче
Тему Беларуси подняли один раз - в контексте посадки борта Rayanair.
Касаемо задержания экс-главреда "Нехты" Романа Протасевича Путин сначала пытался сказать, что он не слишком в курсе вопроса и ему вообще эта тема не интересна.
Но журналист не сдавался и продолжал сыпать вопросами о посадке авиалайнера в Минске. И президент РФ наконец начал говорить конкретно.
Он удивился, почему за всем информационным шумом по этому вопросу "забыли" взять комментарий у пилота рейса, на котором летел Протасевич? Ведь только он мог бы сказать, принуждали его пойти на посадку в Минске или это было свободное решение экипажа.
"Вы спросите у пилота. Самое простое ‒ спросить у командира корабля: тебя принуждали к посадке или нет? Спросите у него. Вы спрашивали у него? Что-то я ни разу не слышал интервью этого командира корабля, который сел в Минске. Почему бы его не спросить: тебя что, силой принуждали садиться? Почему не спрашиваете-то у него? Это даже странно. Все обвиняют Лукашенко, а у пилота не спрашивают", - поинтересовался Путин.
Он также напомнил, как власти Австрии принудили к посадке борт президента Боливии, на котором искали Эдварда Сноудена.
"Я не могу не вспомнить другого случая подобного рода, когда самолёт президента Боливии по приказу американской Администрации посадили в Вене. Борт №1 президента, вот так принудительно приказали сесть. Президента вывели из самолёта, обыскали самолёт, и Вы об этом даже не вспоминаете. Вы считаете, это нормально? Там было хорошо, а Лукашенко поступил плохо? Послушайте, давайте как-то будем говорить на одном языке и какими-то одинаковыми понятиями оперировать. Вот "Лукашенко – бандит". А там хорошо?", - спросил президент РФ.