Содомит в женском платьице… Король Украины из династии Габсбургов
Есть такой неоднозначный для гордости русского человека ресурс, сайт Украинского института национальной Памяти. Раздельчик любопытный «Люди свободы» имеется там. На четвёртом месте геройского списка помещён очень любопытный персонаж: Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, больше известный прозвищем «Василя Вышиваного». Сей австрийский аристократ назначен «борцом за свободу украинцев».
Умер этот человек на территории Советской Украины 18 августа 1948 года. В тюремной больнице. Где содержался в статусе «пособника нацистов». Во все времена его считали (и называли) неудавшимся кандидатом на украинский престол (если бы Германия и Австро-Венгрия смогли победить в Первой мировой). Точка зрения очень живуча, но зияет в некоторых моментах серьёзными натяжками идеологическими. Поэтому, не грех будет проверить: мог Вышиваный стать монархом для Украины?
Семейные предпочтения.
Для начала нужно понимать… принадлежность к «Габсбургам» мало что значила в данном персональном случае. Наш Вильгельм Габсбург был младшим сын эрцгерцога Карла-Стефана, который принадлежал к «тешинской ветви» венценосной семейки, не учитываемой в престолонаследии. На трон Австро-Венгрии не могли эти Габсбурги претендовать. Но «лоскутная» Австро-Венгрия была устроена столь хитрым образом, что родственники императора Франца-Иосифа всегда и везде находили себе экологическую нишу.
Отец нашего героя, Карл-Стефан, демонстративно стоял в оппозиции Вене, называя себя «поляком». Породнился с панской аристократией, своих пятерых детей воспитывал пламенными националистами Речи Посполитой. Старшие сыновья эрцгерцога служили в польских частях, иногда даже делали вид, что… не понимают по-немецки ни слова. Настолько глубоко вошли в роль, что один из них (Карл-Альбрехт) всю Вторую мировую войну провёл в немецких концлагерях. Раз за разом отказывая нацистам признавать себя австрийцем.
Вильгельм-Франц немного добавил веселья в бунтарскую семейку. Получив образование с явным польским уклоном, выбрал сторону… русинов Галиции, так называемых «украинцев». Они ещё были способны яростно противостоять панскому диктату в образовании, сфере местного самоуправления и самое главное — окатоличивании своих земель. Габсбурги очень презрительно относились к русинам, это и предопределило выбор младшенького Вильгельма. Он из чувства протеста решил записаться в «украинцы».
Но сначала глубоко почувствовал себя евреем. Явно примеряя на чело корону царя иудейского. Им был составлен проект создания государства Израиль под патронажем Австро-Венгрии. Передан на рассмотрение венского Третьего конгресса сионистов 1913 года. Но даже у пламенных борцов за светлое еврейское будущее хватило ума не играть в столь детские игры. Габсбурги не были евреями, Палестина входила в состав Османской империи, нового «царя Соломона» из дунайских широт явно не ждали. Проект был отвергнут, оскорблённого в лучших чувствах «Василя» качнуло в другую сторону. В объятия националистов-украинцев.
Нужно отдать должное, к вопросу подошёл со всей серьёзностью. Не исключено, даже симпатию глубокую мог испытывать к русинам. Поскольку стал частым гостем в их селах, свободно разговаривал на «австро-украинском» суржике. Это стало восприниматься неформальным патронажем, покровительством «украинскому» национальному меньшинству Австро-Венгерской империи. Мода такая была…
В империи Габсбургов высшими должностями вертели австрийцы и венгры, все прочие имели ранжир и негласную иерархию «второго и третьего» порядка. В любом случае, находились на политической периферии, глухо ворчали и чувствовали себя ущемлёнными. Так и сложилось — каждый народ Империи получил влиятельного лоббиста из династии Габсбургов. Для поляков «заступником» был эрцгерцог Карл-Стефан. Для чехов, босняков и хорватов — эрцгерцог Франц-Фердинанд. Галичан взял под своё крыло Вильгельм-Франц.
«Украинское королевство».
Понятно, что никаких лоббистских услуг «король Вася» русинам не мог оказать, он даже на уровне парламента оказался полностью беспомощным. Но очень скоро задружил со специалистами австрийского Генштаба, которые прояснили ему всю глубину «украинского вопроса». Всё закрутилось с первыми выстрелами Первой мировой войны.
В фантазиях Австро-Венгрии значилось, по её победным итогам расчленить Российскую империю, в юго-западной части создать марионеточное «королевство Украина». Это чистая правда. 18 августа 1914 года русскими войсками был взят Львов, став почти на год столицей Галицийского военного генерал-губернаторства России.
Жандармы полковника Мезенцева обнаружили в одном из тайников документы, самым интересным был Протокол секретного соглашения. С одной стороны его подписал униатский митрополит Андрей Шептицкий, с другой — австро-венгерское правительство. Речь шла о присоединении всей Малороссии (Украины) к империи Габсбургов. Вот исторический текст:
«Как только победоносная австрийская армия вступит на территорию Украины, нам придётся решать тройную задачу — военную, правовую и церковную…
Военная организация. Она должна базироваться на традициях запорожских казаков… Один из самых способных военачальников нашей армии после одной из побед может быть назначен нашим императором (Францем-Иосифом) — гетманом Украины.
Правовая организация. Под грохот орудий населению необходимо точно объяснить, что российское законодательство было к нему несправедливым и угнетало его…
Церковная организация. Она должна иметь ту же цель: отделить украинскую церковь от русской. Необходимо издать целый ряд церковных декретов (украинская церковь отделяется из подчинения Петроградского Синода и т.д.). Эти декреты должны исходить от митрополита Галича и всей Украины» (Андрея Шептицкого)».
Должность «гетмана» австрийцы из своих документов вскоре удалили, окончательно сделав выбор в пользу «короля Украины». Назначив на будущий трон Вильгельма Франца Габсбург-Лотарингского. Переименовав для удобства восприятия населением — Василем Вышиваным. Но тут немедленно насторожился кайзер Вильгельм и весь германский Генштаб. Было отчего…
1915-ый год показал, что Россию вот-вот сломают, она полностью потеряла Польшу и Галицию, «снарядный голод» привёл к огромным потерям личного состава. Казалось, ещё чуть-чуть… и будет заключен сепаратный мир. Политики уже склонились над картами, перекраивая «шкуру медведя». Оказалось, аппетиты Вены были настолько велики, что она должна… переименовываться. Становясь после присоединения к себе всей Малороссии — Австро-Венгро-Украиной. Получалось так: 60% населения нового государства… стали бы «украинцы», формируя абсолютное этническое большинство.
Это стало предметом острого политического кризиса в конце 1915-го года. Вспыхнули жаркие споры между австрийцами, венграми, чехами и другими народами империи. Каждый тянул в свою сторону, принимать в шаткую систему «лоскутной империи» равноценного нового игрока не хотел никто. Это опрокидывало имевшийся шаткий компромисс между титульными народами. Предлагалось несколько вариантов, как с Украиной поступить…
Наиболее жизнеспособным виделся план разделения Малороссии на несколько княжеств-протекторатов. Но тут своё веское слово сказал Берлин, чьи штыки спасли Австро-Венгрию от полного военного разгрома 1914-го. У немцев были свои интересы, в первую очередь — польские. Гигантская Австро-Венгро-Украина казалась совершенно излишней. Тем более, Вена категорически упёрлась в «польском вопросе».
Кайзер делает ход конём, в 1916-м объявляет о создании нового государства, Королевства Польского. Новый «король Речи Посполитой» был одобрен Берлином, им должен стать эрцгерцог Карл-Стефана, отец «Василя». Он считал себя поляком, имел родню среди высшей аристократии, пользовался безоговорочной поддержкой панов. Но была проблема. Будучи Габсбургом, нуждался в благословении австрийского императора. Вена имела на Польшу свои планы, кандидатуру Карла-Стефана отверг сначала Франц-Иосиф, затем его наследник — Карл I. Королевство Польское осталось виртуальной державой без короля.
Зато дела у «короля Васи» шли хорошо. Австрийская разведка плотно занялась популяризацией нового государя для «украинцев». Нарядили Вильгельма в вышиванку, чтобы максимально походил на популярного Ивана Франко и скромных кожух Тараса Шевченко. Эту фотографию впервые опубликовал в феврале 1917-го года вестник «Союза освобождения Украины», организации под прямым управлением министерства иностранных дел Австро-Венгрии.
Но уже с начала 1916-го года вся Украина была наводнена открытками с портретами «короля», он красовался на спичечных и леденцовых коробках, прочей «сувенирной продукции».
Авантюрист…
Как только Российская империя погрузилась в революционных хаос, немцы сделали свой ход. Выдвинув собственный проект «Украинской державы» во главе с гетманом Павлом Скоропадским. Карл I вяло протестовал, но издыхающая Австро-Венгрия уже еле тащилась в кайзеровском обозе, никаким авторитетом не пользовалась. Эрцгерцога «Василя» загнали в заштатную дыру на должность начальника оккупационного гарнизона Александровска (ныне Запорожье).
Чтобы вскоре вообще убрать с глаз нового гетмана Украины подальше. Какое-то время Петлюра держал его при себе, не зная, как распорядиться персоной «короля». После объединения Западной Украины и УНР тот получил должность председателя отдела заграничных связей Генштаба. Из Каменца-Подольского руководил сетью военных школ, после передачи Польше земель Галиции — ушёл в отставку. Пожил какое-то время в Вене, выпустил на украинском сборник стихов «Минають дні», подписавшись «Василь Вышиваный».
В 1930-х годах его «королевское достоинство» начинают разыгрывать лидеры ОУН Евгений Коновалец и Андрей Мельник. Плотно взяв за «жабры» шантажом. «Украинскому королю» удаётся издавать в Вене на украинском языке газету «Соборна Україна». Челноком снуя между Австрией и Францией, он ведёт сбор средств на «восстановление династии Габсбургов». Попадает в поле зрения разведок СССР, Чехословакии, Польши и Германии. В конце концов, французы раскрывают несколько финансовых афер «короля». Заочно приговаривают махинатора к пяти годам тюрьмы.
С приходом нацистов к власти «Вышиваный» бегает по всем немецким инстанциям с проектом «украинского королевства». Ему милостиво кивают, но без всякой конкретики. Когда пала Польша и Франция, признанный «настоящим немцем» Вильгельм Франц получил от гитлеровского правительства 300 тысяч марок (сегодня — почти 9 миллионов долларов). Это была компенсация за имение старшего брата, который упрямо продолжал называть себя «поляком», угодил в концлагерь.
На эти деньги «Василь» покупает лакокрасочный завод, поставлявший свою продукцию вермахту. Проект Вильгельма-Франца в 1941-ом году о «королевстве» окончательно выбрасывают на помойку, гитлеровцы имеют собственные планы на послевоенное устройство Украины. Вышиваный сидит безвылазно в Вене, поддерживает связи с «мельниковцами» ОУН. После 1945-го года попадает в советскую оккупационную зону. Его не трогают, СМЕРШ лишь пристально следит за телодвижениями «короля Васи». Который никак не успокоится, идею «украинского государства» предлагает рассмотреть… французской разведке.
Терпение советской контрразведки лопнуло, когда «Василь» организовал встречу французского капитана Полисье и бандеровского «проводника» Мирослава Прокопа в 1947 году. Его арестовывают, самолётом отправляют в Киев. Помещают в Лукьяновскую тюрьму, едва успевают подшивать к делу добровольные и подробные признания о структуре и планах бандеровцев, их связях с «западными союзниками». Через год Вильгельм-Франц получает срок 25 лет за «пособничество нацизму», умирает в тюремном лазарете от туберкулеза.
Выводы…
Главный вопрос: мог «Вильгельм Вышиваный» рассчитывать на украинский престол? Ответ очевидный — категорически «нет». Этого бы не допустил Берлин и тем более… родственники Габсбурги из Вены. Отец «короля Васи», фигура более чем влиятельная в имперской иерархии (даже с авторитетом кайзера Вильгельма), не смог занять польский престол. Хотя был полным адмиралом. А получить пехотному капитану Вышиваному под управление огромные малорусские территории с 40 миллионами населения… это за пределами воображения. Даже если бы Тройственный Союз смог победить в Первой мировой.
«Василь», в отличие от отца, не имел никаких связей с местной аристократией Галиции и Буковины (она вся польской была), даже в «Тешинской ветви Габсбургов» считался… очень неоднозначной фигурой. Отказавшись несколько раз от выгодных брачных предложений, заслужил вполне обоснованные подозрения в приверженности гомосексуализму. Эти слухи немцами в 1918-ом очень широко тиражировались по землям Запорожья. В конце концов, содомита распорядился убрать из украинских земель лично император Карл I.
А когда «немецкого» гетмана Скоропадского попросили вон… призрачная возможность прийти к власти мелькнула у Вышиваного только один раз. Когда заговор созрел внутри штаба наиболее боеспособных украинских подразделений УНР, «куреня запорожцев» Петра Болбочана. Они всерьёз рассматривали кандидатуру Вильгельма-Василя на должность гетмана. Надеясь, что аппетиты Берлина смогут уравновесить призрачным авторитетом Австро-Венгрии. Но дальше разговоров и мечтаний дело не двинулось.
Вышиваный консультировался с Веной, это точно известно. Выспрашивал у царствующего родственника Карла I одобрение его кандидатуры на «гетманство». Но получил прямой отказ. Император был категоричен, посоветовал Вильгельму забыть о таких авантюрах. Понимая, немцы будут обозлены свержением Скоропадского. А терять спасителя-союзника, который наконец вернул интригу в ход войны (разгромив Италию и готовясь к рывку на Париж), Австро-Венгрия не могла себе позволить.
Вильгельму-Василю не были рады везде. В Австрии ему посоветовали не появляться до самого отречения Карла I, Галицию заняли поляки Пилсудского, на дух не переносившие Габсбургов. Для самих украинских националистов после «содомитского скандала» он стал пятым колесом телеги. Тем более, революционный порыв населения никогда бы не принял ещё одного «короля» на свою шею.
«Василь» несколько месяцев просидел под унизительным арестом у румын. Которые откровенно потешались над «украинским монархом», сообщая в газетах об его мнимых или реальных «любовных похождениях». Петлюра позор прекратил, взяв экзотическую фигуру (на всякий случай) к себе на символическую должность в Генштаб. Но применить Габсбурга в каких-нибудь политических комбинациях не получилось.
Так что… миф о «короле Украины» можно считать полностью не соответствующем действительности. Это понимали в австрийском Генштабе, в имперских кабинетах Вены и Берлина. Единственное, для чего мог пригодиться Василь Вышиваный (в параллельной вселенной после победы германцев в Первой мировой), — в качестве разменной пешки в споре за польские земли. Максимум, на что мог рассчитывать, — на какое-нибудь Галицийское княжество. Буфер между Польским королевством и Киевским гетманством.
Источник