Главная > Новости

"Я ждал, когда вы за мной придете". Где скрывались и как нашли украинских националистов, которые сожгли деревню Хатынь

Жизнь ушла из белорусской деревни Хатынь 22 марта 1943. Ее место заняли память и боль. Но несмотря на то, что судьба Хатыни стала символом нацистских преступлений на территории СССР, вошла в школьные учебники, нам до сих пор известно о кошмарной трагедии не все.

О чем предпочитали «не звонить во все колокола» в прошлые времена?

Реконструкция событий

«На сегодняшний день события полностью изучены, - пишет белорусский историк С.Кулинок, - в наших фондах имеются сотни документов: свидетельства выживших и тех, кто их спасал, карательские приказы и отчеты. Шесть сборников опубликовано».

Факты таковы. В тот день два грузовика карателей, плюс «легковушка» офицерского немецкого сопровождения выехали в тот регион. По дороге попали в партизанскую засаду, потеряли убитыми троих, в том числе германского офицера, бывшего олимпийского чемпиона-легкоатлета, гордость нации. Погоня привела карателей в Хатынь.

Все жители деревни были сожжены в колхозном сарае. Вырвавшихся из огня расстреляли. Спастись удалось пятерым. Две девушки сумели скрыться в лесу, двоих обгоревших детей позже подобрали на пепелище люди соседней деревни. Единственный взрослый – кузнец Каминский – пришел в себя после ухода карателей и даже успел застать в живых своего смертельно раненого сына, мальчик Адам умер у него на руках. Эти двое позже станут прообразом страшного хатынского памятника - скорбного мужчины, держащего на руках безжизненное детское тело.

Хатынь – далеко не единственная сожженная вместе с жителями деревня Беларуси. 433 таких после войны были восстановлены. 186 исчезли с лица земли навсегда.

Дружба народов превыше всего

У советских идеологических работников, оправданно считавших межнациональную рознь и ненависть злом, тупиковой ветвью развития общества, после войны и так было проблем по горло. Часть Германии вошла в соцлагерь и нужно было срочно «отучить» советских людей ненавидеть всех немцев скопом.

Вопрос национальностей «карателей», которые в основном и были повинны в страданиях и гибели мирного населения, строго замалчивался. Даже не все белорусские дети, родившиеся после войны, знали о том, что их родственников жгли, вешали, расстреливали не германцы из частей СС, а славяне: украинцы, литовцы, поляки, русские, этнические белорусы. Об этом шепотом рассказывали внукам только «несознательные» бабушки.

В такой позиции был определенный смысл – детей ограждали от разъедающей душу ненависти. Ведь упырями и выродками была только малая часть представителей родственных друг другу народов. И важно было не допустить формирования враждебного отношения к целым соседним этносам. Но была в этой позиции и «побочка» - сокрытая неприглядная и горькая правда, забытый исторический урок.

«Украинский след» в Хатыни

Шуцманшафтбатальон № 118 – название подразделения гитлеровцев, повинного в зверском уничтожении деревни. Разумеется, не все карательные батальоны, орудовавшие в Белоруссии, были украинскими. Но именно 118 – был бесспорно! Он формировался на основе Буковинского куреня ОУН и укомплектовывался советскими военнопленными, из которых подавляющее большинство тоже было этническими украинцами. На этой основе их и подбирали – агитируя за «единство национального освободительного движения».

Один из арестованных после войны карателей Остап Кнапп называл следующие имена и факты:

«Лукович, переводчик, поджег облитый бензином сарай, факелом. Мы приготовились стрелять. Люди внутри кричали, от этих криков становилось жутко. Когда двери под напором изнутри рухнули, мы начали стрелять в тех, кто побежал. Лично видел, как стреляли зам командира первой роты Мелешко, начштаба Васюра, бойцы Пасечник, Лакуста, Катрюк, Панкив, Кмит. Лукович тоже стрелял».

В эпоху героизации бандеровцев представители Украины стараются отделить ОУН от карательных батальонов. Идут на прямую ложь, утверждая, вопреки документам, что на момент сожжения Хатыни 118 батальона вообще не было в Белоруссии. Настаивают на том, что часть карателей были советскими военнопленными, следовательно не могли иметь отношения к ОУН. Формально может быть… Но именно согласие с идеями ОУН побудило этих людей примкнуть к карателям.

Наказание и раскаяние. Было или нет?

Карателей, схваченных сразу после войны, расстреливали после доказательства причастности к сожжению деревень. Охота за остальными шла вплоть до начала XXI века. Степана Сахно, выдававшего себя за фронтовика, поймали в Куйбышеве только в начале 1970-х гг. Через него удалось выйти на некоторых других. Кто-то «сидел свое» за коллаборационизм, но успешно скрывал причастность к карательным операциям.

Некоторые со временем, похоже осознали, ЧТО они делали, и сами были в ужасе… Когда пришли за Григорием Лакустой, тот выдохнул: «Я так долго ждал вас…» Жена его на допросе говорила, что много лет ее муж, увидев на телеэкране картины нацистских зверств, белел лицом и на несколько часов уходил из дома. Арестованный уже в 80-х Григорий Васюра эмоционально проклинал своих подельников, подспудно обеляя себя:

«Это была шайка бандитов. Мышак рвался на операции, чтобы позверствовать. Лукович изощренно истязал людей на допросах. Филлипов и Лакуста ничем не брезговали. Я ненавидел их!»

Те же, кому удалось уйти на Запад, доживали свой век мирно, ни совесть, ни страх их не мучили. С 1999 до 2015 последнего оставшегося в живых, Катрюка, пытались «достать» из Канады, чтобы судить по закону. Тамошняя украинская диаспора, давя на канадские власти, сумела противостоять этому.

Как вы думаете, стоит поздравить украинских националистов с этой замечательной «перамогай» безнаказанности бесчеловечных преступников?

Источник