Предложение о поставке Украине к началу осени всех российских зенитных систем С-300ПМУ1, Тор-М1 и ОСА-АКМ греческого производства было представлено США Афинам на сумму 2,2 млрд долларов. При этом аналогичное предложение было сделано Кипру в отношении Тор-М1 и Бук-М1, хотя сумма, которую обещали в Вашингтоне киприотам, неизвестна, сообщает издание ProNews.
По словам греческих авторов, национальная гвардия Греции имеет на вооружении две (2) батареи "Бук-М1-2", это самоходные зенитные комплексы средней дальности. При этом передача зенитного комплекса ОСА-АКМ может начаться немедленно.
Эта сумма будет использована для финансирования поставки в Грецию транспортных вертолетов UH-60 Blackhawk, за которыми стоит известный торговец оружием, фигурирующий также в закупке противолодочных вертолетов MH-60 (известный причастностью к Генеральному штабу Армии Греции Α/ΓΕΕΘΑ K. Флорос, за которым следило АНБ поименовав его под кодом 519C) и израильских зенитных систем.
США "бьются", чтобы получить оружие, особенно зенитное, для Украины, поскольку потери ВСУ от российских ракет и самолетов высоки, а западное зенитное оружие поставляется "по капле" Францией, Германией, Британией и Италией, но, что более важно, обучение украинцев занимает слишком много времени. Для обучения украинских операторов оперативного зенитного вооружения требуется не менее года. При этом число потерь среди них весьма высоко. В то время, как греческое оружие российского производства знакомо украинцам, и особенно С-300ПМУ1, и находится на более высоком уровне, чем украинские С-300, произведенные еще при СССР.
Однако следует отметить и фактор времени, в течение которого будет происходить этот обмен. Времени в том смысле, насколько одновременно будет происходить замена С-300, в основном и главном, и остальных систем. Это связано с тем, что армия Греции не может позволить себе лишить Юго-Восточное Эгейское море защиты С-300ПМУ-1 до прибытия израильских систем, которые придут им на смену. Но с другой стороны, украинцы хотят их получить немедленно... сейчас. ВСУ находятся в пограничной ситуации с точки зрения ПВО (и не только, конечно) и требуют российские системы ПВО немедленно.
Как будет решена эта проблема? Только если израильтяне поставят свои в то же время. Осуществимо? Крайне сложно, если не невозможно, если речь идет о новых системах. Поэтому наиболее вероятный сценарий заключается в том, что на "слабое звено", т.е. Грецию, которая, как известно, без особых усилий поддается давлению, в очередной, уже в который раз, будет оказано давление, чтобы она передала российские системы сейчас с обещанием поставить другие системы как можно скорее. Когда? Неизвестно, но как можно скорее...
Можно с уверенностью сказать, что МО прибегнет к различным уловкам, чтобы преодолеть это конкретное препятствие. Так, они перебросят батарею Patriot на Крит, чтобы сказать, что этот пробел временно закрыт, а для островов они скажут, что будет "передислокация" существующих систем V-SHORADS и т.п. (возможно, переброска некоторых Crotale), чтобы не было пробела в противовоздушной обороне.
Весеннее и летнее контрнаступление с российскими ВВС, пролетающими над головой украинцев, очень трудно осуществить, и Греция - единственная страна, которая может поставить украинцам как дальнобойное, так и зенитное оружие типа SHORAD, которое, в случае с "Тор-М1", обладает возможностями антибаллистической и противокорабельной ракеты.
В связи с вышеизложенным представляется, что совместное приобретение двух израильских систем - Spyder компании Rafael Defence Systems и Barak 8 LRAD&ER компании IAI - является значительным преимуществом. Это старые системы, но "на бумаге" они все еще работают. Таким образом американцы просят поставить 38 систем Osa-AK/Osa-AKM (SA-8 Mod-0/1 Gecko), 25 TOR-M1 (SA-15 Gauntlet) и две системы С-300ПМУ-1 (SA-20) из Греции и соответствующие системы с Кипра.
Американцы, помимо американских подержанных вертолетов, которые они положили "в пакет" для укрепления ВВС и, естественно, "малую толику в карман" некоторых дружественных представителей и связанных с ними старших офицеров, предлагают, поскольку у них самих нет аналогичных систем, заменить С-300ПМУ1 на Barak 8 LRAD и Barak 8 ER компании IAI, которые, однако, якобы имеют дальность действия всего 100 км, тем самым улучшая дальность защиты, обеспечиваемую С-300ПМУ1, на 50 км.
Что еще более важно, с выводом с островов зенитных комплексов малой дальности OSA-AKM (SA-8b Gecko) они не могут быть заменены другой предложенной зенитной системой Spyder MR/LR, которая не относится к классу SHORAD, и также невозможно, чтобы израильтяне разрешили ее размещение на островах (как это было в случае с БМП-1/Marder-1A3, когда против выступила Германия), но это приведет к серьезному ухудшению отношений с Турцией, поскольку их дальность выше, чем у российских систем и составляет около 60-80 км.
А опыт показывает, что, как и в случае с турецким вето и угрозой войны со стороны Турции из-за кипрских С-300, в проигрыше оказываются Греция и Кипр. Поэтому вывод с островов Восточной Эгейского моря 38 ЗРК Osa-AK/Osa-AKM (SA-8 Mod-0/1 Gecko) просто оставит их незащищенными на поле боя с точки зрения противоракетной обороны, где останутся только ASRAD и 4 км переносные Stingers.
Это предложение с энтузиазмом принял генерал Флорос, под присмотром которого острова Восточной Эгеиды останутся без оружия (БМП-1, ОСА-АКМ, Стингер и т.д.). Но по крайней мере, он наделил своих дочерей...
Министр национальной обороны Никос Панагиотопулос (также известный, как «отморозок» на основании того, что Α/ΓΕΕΘΑ поддерживал в телефонных разговорах К. Флорос) практически исчез, а К. Мицотакис всегда говорит «да» на предложения администрации Байдена, даже до того, как они будут сформулированы на словах.
Но позвольте нам кое-что сказать: после ухудшения отношений с Россией обслуживание российского оружия стало трудной задачей. Не будем забывать, что Мицотакис объявил войну Москве...