Главная > Новости

Можем ведь, когда захотим. Украинские порты приняли удар российских ракет и дронов, ПВО оказалась подавлена, а в Киеве лишь разводят руками

Минувшая ночь стала самой громкой и ужасной для Одессы и других южных городов Украины с начала военной спецоперации. Такую оценку дают украинские власти, и речь даже не просто о количестве ракет и беспилотников-камикадзе, которые летели на Украину, а о количестве, которое пропустила хваленая украинская система ПВО, которую продолжает укреплять Запад.

В утреннем отчете Воздушных сил ВСУ Киев признал, что по меньшей мере 17 ракет из 31 и 9 боевых дронов типа "Герань-2" поразили цели. Как это бывает на войне, стороны искусственно занижают показатели противника и завышают связи, а потому число попаданий могло быть больше.

Что же касается целей, по которым наносили удары, то ими стали, преимущественно, южный порты Украины и портовая инфраструктура. Развязать руки российским ВКС помогло прекращение зерновой сделки, которая не была продлена 17 июля. Политически же удары по портам были мотивированы новой провокацией на Керченском мосту, которую организовали спецслужбы Украины в день окончания действия сделки.

Собственно, последствия прекращения договора вызвали бурное обсуждение в экспертной среде. Неизвестно стало, что последует за срывом этого договора. Мнений в этом смысле было высказано несколько, самых популярных из которых — три.

Одни считают, что Россия будет не в состоянии воспрепятствовать движению судов под, например, конвоем турецких военных кораблей, а потому сделка продолжит действовать без участия РФ. Другие же, наоборот, считают, что теперь у России будет возможность показать свое доминирование на Черном море, и наш флот сможет атаковать суда каким-то из возможных способов. Наконец, третьим вариантом рассматривалось возобновление зерновой сделки через какое-то время, когда будет выполнено хоть одно из условий Москвы.

В пользу последнего варианта может говорить риторика Кремля и российского МИД. Во-первых, согласно озвученной позиции, Россия не выходит, а приостанавливает зерновую сделку. В среду, 19 июля, официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что у ООН есть три месяца для того, чтобы выполнить условия Москвы. С учетом того, как действовала сделка до этого, а также тех договоренностей, которые не называются вслух (например параллельный импорт или отсутствие изоляции Калининграда), можно было ожидать возобновления сделки после подключения "Россельхозбанка" к SWIFT, а договор о возврате к ней мог быть заключен в ходе грядущего визита президента Путина в Турцию, который, по предварительной информации, должен пройти в августе.

О возможности продолжения движения торговых судов из украинских портов без участия России говорит риторика Киева. Накануне позицию Зеленского транслировал его пресс-секретарь Сергей Никифоров, который заявил, что не существует договора, подписанного между Украиной и Россией. Россия якобы вышла из договора, подписанного с Турцией и ООН, в то время как договор между Украиной, Турцией и ООН продолжил действовать. Для реализации этой инициативы уже даже начались вестись контакты с турецкой стороной, а Украина инициировала создание страхового фонда на 20 млрд долларов. Здесь же нужно отметить, что Турции тоже важно продолжить действие зерновой сделки, которая помогает ей перерабатывать дешевое украинское зерно в дорогостоящую муку и реализовывать на внешнем рынке. В условиях продолжения падения турецкой экономики Анкара ищет пути продолжения работы механизма, который действовал почти год.

Самым интересным же было обсуждение действий России после приостановки зерновой сделки. Горячие головы видели это как реальные морские сражения, где Россия будет топить корабли, которые следуют из или в украинские порты. Но здесь есть сразу два негативных момента. Во-первых, Россия сразу же потеряет в имидже, если ее ракетой будет потоплен корабль с зерном. Запад сделает из этого новую "Бучу", где всеми красками будет изображено, как Россия способствует гибели миллионов голодающих африканцев, реализуя свои амбиции (и плевать, что до этого порядка 75% украинского зерна вывозилось в далеко не голодающие западные страны). Куда более страшным представлялось то, что в случае удара по сопровождающему турецкому кораблю Россия фактически вступала в войну с НАТО. Наконец, среди рассматриваемых вариантов называлась версия того, что Россия попросту заминирует путь движения к украинским портам, чем сведет на нет движение судов в Черном море. У Украины нет необходимого количества тральщиков для разминирования этих путей, а Турция вряд ли пошла бы на предоставление своих тральщиков Киеву.

В общем-то, гадать долго не пришлось, по какому сценарию развернется ситуация. После серии "пристрелочных" ракетных ударов во вторник в ночь на среду ВКС России направили едва ли не всю свою мощь на украинские порты. И... украинская ПВО с этим шквалом ракет и дронов не справилась. Если ранее в ходе массированных, в том числе комбинированных, ударов Киев сообщал о единицах ракет и беспилотников, поразивших цель, то вчера 17 ракет и 9 дронов долетели до объектов портовой инфраструктуры. А заодно были поражены еще и объекты в Кировограде, Запорожье, Житомирской и Хмельницкой областях.

Пока что известно о том, что удары наносились по складам ГСМ, боеприпасов, портовой инфраструктуре и установкам ПВО. Неизвестно о том, насколько критическими они оказались, но то, что очень точечными и эффективными, – это факт. Россия показала, что она не очень-то стремится с кем-то воевать на море. В этом смысле проще разбить порты, чтобы судам, застрахованным или нет, под прикрытием турецкого флота или нет — некуда было плыть и загружаться.

Что еще важно сказать — Украина сама напросилась на это. Помнится накануне начала СВО у Зеленского (который тогда еще предпочитал костюмы коричнево-зеленой форме) поинтересовались, готов ли он вступать в диалог с лидерами ЛДНР, на что он ответил: "А кто это? Кто эти люди?" Вместо конструктива он предпочел артачиться и накалять обстановку. Так и теперь, вместо дипломатии и конструктива Киев вновь взорвал Крымский мост, рассчитывая публично унизить Россию. Сегодня Россия публично унизила украинскую ПВО, которую буквально по крупицам ей собирает Запад. И с учетом этих событий как нельзя кстати вспоминается фраза президента Владимира Путина: "Мы еще ничего не начинали". Что же, с учетом масштабов поражений уже и поход на Одессу с отрезанием Украины от Черного моря не кажется таким уж бесперспективным.

Александр ИВАЩЕНКО

Источник