Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
Виктор Алкснис: В борьбе за советское наследие главные потрясения впереди
Российская Федерация в настоящее время стремится исправить последствия распада Советского Союза, в том числе в сфере технологий и промышленности.
Об этом, выступая с лекцией, организованной Российским обществом «Знание», заявил председатель правительства Михаил Мишустин. По его словам, в ходе распада СССР были разорваны многие технологические цепочки, однако сейчас государство делает все возможное для исправления последствий.
«Свободная Пресса» поинтересовалась у советского и российского политика, народного депутата СССР (1989−1991) Виктора Алксниса, чем лично для него стал распад Советского Союза.
— Это была одна из величайших геополитических катастроф в истории человечества. Если другие империи погибли, то в Советском Союзе, уникальном объединении, само руководство страны проводило линию на уничтожение государства.
Я взывал и к Горбачеву, и к Ельцину, что это принесет огромные страдания десяткам миллионов людей. А мне в ответ звучало: вы слишком драматизируете ситуацию. Мол, мы проведем «цивилизованный развод», и все будет хорошо.
Предательство вождей, которое наблюдалось в конце 1980-х — начале 1990-х, осталось неотомщенным: никто не был привлечен к ответственности за уничтожение одной из стран, которые реально влияли на ситуацию во всем мире. СССР, действительно, был великой державой.
Я убежден, что все наши последующие беды связаны именно с распадом Советского Союза — и в экономике, и в политике, и в социальной сфере. Более того, я убежден, что последствия распада СССР только-только начинают по настоящему проявляться. К примеру, конфликт на Украине — прямое следствие распада. Представить 30 лет назад, что Россия и Украина будут воевать, не мог никто! А сегодня, к сожалению, это для нас обыденность.
«СП»: Михаил Мишустин указал, что в результате распада оказались разорваны многие технологические цепочки. Как вы полагаете, в какой мере нам удалось их восстановить, или есть такие, которые сейчас уже утрачены навсегда?
— На самом деле, никаких интеграционных процессов на постсоветском пространстве нет.
Наоборот, бывшие союзные республики расходятся все дальше. И во многом это вина руководства Российской Федерации, которое 33 года делала все возможное и даже невозможное, чтобы оттолкнуть от нас бывших друзей.
Надежды на перемены нет никакой, потому что Россия сегодня не является страной, привлекательной для бывших союзных республик. Если в составе СССР они были заинтересованы в тесных отношениях с РСФСР, то сейчас этого нет.
«СП»: Есть ли возможность исправить ситуацию?
— Вряд ли что получится. Мы же видим почти каждый месяц все новые факты, подтверждающие, что развал постсоветского пространства продолжается. Посмотрите на ситуацию в отношениях между Арменией и Россией. За последние полгода отношения еше больше обострились, и надежд на перемены к лучшему нет.
На мой взгляд это вообще уникальная ситуация: у России среди бывших советских республик, а ныне независимых государств, нет братских, тех, кто хотел бы поддерживать с нашей страной хорошие добрососедские, и, тем более — союзнические отношения.
«СП»: А как же Белоруссия?
— Белоруссия тоже себе на уме. Обратите внимание — она до сих пор не признала возвращение Крыма домой. У нее всегда своя позиция.
Мне кажется, что руководство Белоруссии, включая Александра Лукашенко, проводит свою линию, и рассчитывать, что республика — союзник России, я бы не стал. Даже, если судить по военном сотрудничеству. Белоруссия реально может оказаться жертвой каких-то агрессивных действий или Польши, или Украины, или Литвы. В этой ситуации, казалось бы, Минск должен понимать, что будущее страны во многом зависит от России.
Однако стремления, хотя бы в части размещения российских военных баз, о чем Россия просила Белоруссию несколько лет назад, было не видно.
Сейчас, фактически, завершается вывод российских военных частей, которые вошли на территорию Белоруссии за последние полтора года и оказывали влияние на ход специальной военной операции. Однако теперь это потихоньку прекращается.
«СП»: Многие в развале нашей державы винят Михаила Горбачева. Вы согласны с этим?
— Это вина не только Горбачева, но и руководства РСФСР, всех граждан России, которые в 1990 году избрали народных депутатов, а те, в свою очередь, приняли декларацию о государственном суверенитете. Эта декларация как раз и стала главным законодательным актом, обеспечившим распад Советского Союза.
Мне еще тогда, в конце 1980-х — начале 1990-х, было понятно, что это вызовет распад великой страны. Я еще тогда полагал, что это приведет к великой трагедии, что десятки миллионов людей пострадают. И очень печально, что именно Россия сыграла решающую роль в развале державы.
То есть отнюдь не литовские или грузинские националисты, а именно русские люди, видимо, в силу коллективного умопомешательства. Они не понимали, что распад СССР ударит по каждому.
Я помню одухотворенные лица москвичей, которые в январе-феврале 1991 года сотнями тысяч выходили на Манежную площадь, и скандировали «Свободу Литве!». Вот я бы хотел обратиться к этим людям: ну как? Свободу Литве вы дали, но стали ли вы сами жить от этого лучше и чувствовать себя защищеннее? Зачем надо было наступать на грабли, чтобы получить по лбу?
Безусловно, были и миллионы людей, которые выступали категорически против разрушения Союза. Но мы оказались на одном пароходе.
И, самое печальное, что все только начинается. Я полагаю, что нынешний XXI век будет столетием борьбы за советское наследие. И самые главные потрясения впереди.
Источник