Анонс
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Подполье встревожено: "Киев начал странные приготовления. Готовится что-то страшное"
Как рушатся четыре столпа глобального западного господства
Перекрашиваем западные ракеты… и выдаём за «Нептун» – киевский эксперт
Удар по Южмашу. Последних китайских предупреждений больше не будет
Путин заявил, что у России всегда найдётся ответ для Запада
"Ответ всегда будет". Что сказал Владимир Путин в специальном заявлении
Рассылка
Названы главные преимущества «народного ОПК»
Процедура включения предприятий «народного ОПК» в систему гособоронзаказа должна быть максимально упрощена, «народный ОПК» способен оперативно подстраиваться под нужды бойцов в зоне спецоперации, кулибины могли бы занять нишу по выпуску мелкосерийных изделий, сказали опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты. О необходимости активнее задействовать ресурсы «народного ОПК» заявил президент Владимир Путин на совещании с руководством военной промышленности.
«Народный ОПК» способен оперативно подстраиваться под нужды бойцов в зоне спецоперации. Именно малые предприниматели быстрее реагирует на необходимые изменения, вводят новшества и ноу-хау, перенастраивают производство. Крупным предприятиям сложнее менять систему и технологии, а результат нужен здесь и сейчас. Надо развивать систему малых и микропредприятий в системе ОПК», – считает Александр Перенджиев, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова, член экспертного совета «Офицеров России».
«Моя двоюродная сестра в Краснодаре активно плетет маскировочные сети. То есть «народный ОПК» – это инициатива граждан в помощи фронту... Постоянно происходит живой обмен информацией участников СВО с так называемыми кулибиными, народными мастерами. Даже те, кто не является участником боевых действий, погружается в проблематику СВО. Энтузиасты за счет своего личного времени и ресурсов вносят свой вклад», – отметил эксперт.
Немало кулибиных оказалось среди представителей региональных национально-культурных автономий, в частности, проживающих в России этнических азербайджанцев. Народными умельцами создаются не только средства маскировки, но FPV-дроны, системы радиоэлектронной борьбы и подавления, детекторы беспилотников, «дронобойки», уникальные снайперские ружья и так далее. «Речь идет о помощи бойцам, вопросах технического и инженерного обеспечения. Поставляются беспилотники, маскировочные сети и многие другие вещи, которые позволяют комфортнее чувствовать себя в боевых условиях», – добавляет спикер.
По его мнению, российским производителям военного оборудования нужно брать пример с кулибиных. «Руководители предприятий ОПК должны побывать на фронте, понять, что нужно делать для конкретного бойца, снайпера, танкового, мотострелкового или артиллерийского подразделения. Нужно вникать в любые мелочи, общаться с командирами, брать шефство над конкретным подразделением и получать информацию о том, что им необходимо», – считает Перенджиев.
В субботу президент России Владимир Путин на совещании с руководством предприятий ОПК призвал активнее задействовать ресурсы «народного ОПК», а наиболее эффективные образцы поставлять на вооружение в ускоренном формате.
Сразу после церемонии инаугурации 7 мая Путин встретился с командирами подразделений, участвующих в СВО. Президент указал, что для достижения успехов Россия должна находиться на шаг впереди в технологическом плане. Над этой задачей в настоящий момент работают разные организации: специальные научно-исследовательские учреждения, структуры Минобороны и даже гражданские службы.
В связи с этим он заявил о важности развития «народного ОПК». «Над тем, чтобы эффективно мы с вами воевали на поле боя, думают тысячи людей, не имеющие или не имевшие никакого отношения раньше к военной службе, действуют инициативно и очень эффективно», – отметил глава государства.
«Предприятия ОПК в основном выпускают сложные технические изделия. Ранее был принят закон, чтобы в структуре гособоронзаказа работали малые и средние предприятия. При этом закон допускал, чтобы доля этих предприятий составляла примерно 15% от гособоронзаказа. Но, к сожалению, полностью этот закон так и не заработал. Кулибины могли бы занять нишу по выпуску мелкосерийных изделий и всего того, что меньше всего интересует крупные оборонные предприятия», – считает Алексей Леонков, редактор журнала «Арсенал Отечества».
По его словам, призыв президента активнее задействовать ресурсы «народного ОПК» направлен на то, чтобы «процедура включения таких предприятий в систему гособоронзаказа была максимально упрощена». Сейчас, действуя в рамках существующего федерального закона, от момента выхода на конкурс до заключения договора пройдет порядка 190 дней и за это время «потребность изделия может быть критической».
«Если посмотреть на требования федеральных законов по гособоронзаказу, то малые и средние предприятия не смогут соответствовать им. Чтобы изделие рассматривалось государственной комиссией, нужно изготовить десять опытных образов за свой счет и отдать на госиспытания. Не всякое малое предприятие готово идти на такие затраты, хотя их образцы в качестве частной инициативы уже отлично зарекомендовали себя в ходе боевых действий», – рассказал Леонков.
Помимо возможных организационных сложностей кулибины могут столкнуться с проблемой допуска к государственной военной тайне. «Для производства чего-либо нужно иметь допуск. Аттестация предприятий на допуск – это отдельная серьезная процедура», – указывает специалист.
«Понятие государственно-частное партнерство нужно распространить на «народный ОПК». Деятельность таких народных предприятий направлена на помощь фронту, а не получение прибыли. Возможно, можно было бы узаконить связку конкретного взвода с «народным ОПК» в конкретном регионе», – уверен Перенджиев.
Эксперты сходятся во мнении, что назначенный недавно министром обороны экономист Андрей Белоусов сможет наладить систему взаимодействия государства с «народным ОПК». «Речь идет о том, чтобы ресурсы народного производства четко работали на оборону, успех СВО. Все это должно быть юридически оформлено. Помощь «народного ОПК» фронту должна быть поддержана со стороны государства в правовом и управленческом поле», – подчеркнул доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова.
По мнению Леонкова, новому руководству Минобороны предстоит заняться вопросами упрощения взаимодействия малых предприятий с военным ведомством. «В США уже принимаются законы, которые упростили бы частным предприятиям работу с Пентагоном. То же самое нужно делать и нам. Те инновации, которые подтверждают свою эффективность на поле боя, должны быстрее попадать в войска. Кроме того, кулибины должны иметь заказ, то есть финансирование мелкосерийного производства востребованных изделий», – подытожил Леонков.
Источник