ЗАЧЕМ ТРАМП РЕШИЛ ВЕРНУТЬ ПАНАМСКИЙ КАНАЛ АМЕРИКЕ
В 1978 году президент США Джимми Картер заявил, что возвращение контроля над Панамским каналом правительству Панамы откроет возможности для мировой торговли, уменьшит антиамериканские настроения в Латинской Америке и повысит престиж его страны.
Это поступок народа, который по-прежнему уверен в себе, по-прежнему креативен, по-прежнему велик, - говорил тогда Картер.
39-й президент США Джимми Картер умер 29 декабря 2024 года, поэтому вероятно, что он успел услышать, как уже 47-й президент Дональд Трамп сменил курс. Передачу Панаме канала Трамп назвал «ужасной ошибкой».
Теперь Панама обдирает американских потребителей непомерными сборами за транзит, - заявил новый избранный президент.
Две недели спустя Трамп добавил, что «водным путем управляют китайцы» и допустил возможность силового захвата.
Зачем Дональд Трамп решил вернуть Панамский канал Америке?
Когда в 1903 году президент США Теодор Рузвельт взял на себя проект строительства канала, от которого отказались французские инженеры, им двигали соображения безопасности. Американский военно-морской флот хотел перемещать свои суда между Тихим и Атлантическим океанами, не огибая всю атинскую Америку.
В начале XX века военно-морской флот спроектировал свои суда так, чтобы они проходили через шлюзы канала длиной 305 метров. Согласно договорам 1977 года, водный путь должен был оставаться нейтральным и открытым для судов всех стран, а Соединённые Штаты должны были вмешиваться в случае военной угрозы для защиты этого статуса.
Но канал так и не стал основным торговым путём. Пока в 2016 году не открылся более крупный шлюз, рассчитанный на более крупные суда - «Неопанамакс». Так появилась возможность провозить бОльшие объемы грузов. В последние годы около 5% мировой морской торговли проходит через канал, которым управляет независимое от правительства Панамы агентство, приносящее государству 2,5 миллиарда долларов ежегодного дохода.
Утверждение Трампа о том, что американцев обманывают, не имеет под собой оснований. Плата устанавливается в зависимости от спроса. Как правило, за транзит судно платит менее 400 000 долларов.
Во время засухи, когда через канал может пройти меньше судов, они могут конкурировать друг с другом за место в очереди для прохода. В ноябре 2023 года судно, перевозившее сжиженный природный газ, заплатило рекордную сумму в 4 миллиона долларов за транзит.
Американские суда могут не стоять в очереди. За последние девять лет они заплатили всего 17 миллионов долларов за транзит. Это ничтожно маленькая сумма для такого гиганта, как Соединенные Штаты.
Если коммерческие сборы, как правило, невелики, а у американского флота уже есть дешёвый и привилегированный доступ, то почему Трамп угрожает даже силой захватить канал?
Самый простой ответ может заключаться в том, что избранный президент США просто демонстрирует геополитический размах. Это подтверждается и его претензиями на Гренландию и Канаду.
Возможно, он хочет оказать давление на Панаму, чтобы уменьшить влияние Китая в этой стране. Китайцы, вопреки заявлению Трампа, не управляют каналом, но китайские дипломаты и бизнесмены имеют влияние в Панаме.
Во время первого президентского срока Трампа Панама разорвала дипломатические отношения с Тайванем и установила их с Пекином. Это привело к увеличению китайских инвестиций в крупные инфраструктурные проекты в стране.
Хосе Рауль Мулино, президент Панамы, попытался наладить отношения с Америкой. Первый контракт на реализацию его флагманского инфраструктурного проекта — высокоскоростной железнодорожной линии — был заключён именно с американской компанией. Однако этого может оказаться слишком мало для такой фигуры, как Дональд Трамп.
Трамп, вероятно, попытается таким образом оказать давление на Панаму, чтобы улучшить условия для инвестиций американских компаний или заставить Панаму встать на сторону Соединённых Штатов в противостоянии с Китаем. Белый дом с Трампом во главе может даже добиться от Панамы полного разрыва с Пекином.
Президент Панамы Хосе Рауль Мулино отказывается комментировать посылы Дональда Трампа до вступления последнего в должность 20 января. Но он заверил панамцев, что «каждый квадратный метр канала принадлежит их стране».