Анонс
«РОСТОВСКАЯ ЧИСТКА»: БУДЕТ ЛИ СПРОС С БЫВШЕГО ГУБЕРНАТОРА ГОЛУБЕВА
Германский милитаризм возвращается в гитлеровскую эпоху
России не светит никакая безопасность на Чёрном море без Одессы – политолог
Крупное подразделение ВСУ попало в окружение западнее Суджи
Шарафиев честно – об обстановке в окопах. Осенью начнётся бунт?
Всё только начинается: враги Трампа превращают в «перемогу» провал Зеленского в Белом доме
Покончили с Украиной – уничтожат и Европу: Ваджра о «пересичных громадянах»
Удар по имиджу Донбасса: Мариупольские чиновники взялись за старое? Так было при Украине
Произошло худшее для Украины. Для России – время наступать
Рассылка
Три народа Украины и прагматичный национализм. Истории от Олеся Бузины

Галичина. Самая маленькая из «Украин», на все имеющая особое мнение
Но это ничего не меняет. Украина Бандер и Шухевичей, Юль и Вить, майданов и атаманов накрылась "рядном". Ибо невозможно больше убедительно голосить о преступлениях коммунистического режима далекого прошлого, когда на глазах очевидцев при попытке внедрить в жизнь националистический рай исчезло 6 миллионов украинских граждан (больше, чем евреев во время Холокоста!), развалилась армия, сгнил флот, "незалежна держава" к 2009 году окончательно превратилась в марионетку США, а ее "элита", лицемерно проклиная советское прошлое, "приватизировала" все, построенное в жуткие времена тоталитаризма, оставив народу только квартиры.
Характерный пример: чуть ли все издания сообщили, что дочь бывшего президента Кучмы Елена Франчук (та самая, что недавно сменила фамилию на Пинчук) приобрела шестой в рейтинге самой дорогой недвижимости в мире дом в Лондоне ценой в 161 млн долларов. Можно ли найти образ, более разоблачающий государственный национализм, чем этот, если вспомнить, что папа домовитой Елены обещал предоставить русскому языку статус государственного, когда шел в 1994 году на выборы, а потом просто "кинул" своего избирателя, породив такого политического "сына", как Виктор Ющенко?
Наверное, только казус с "Больницей будущего", которую никак не построит, уже собрав "пожертвования", супруга кучмовского наследника-бандерофила Катерина Клэр-Чумаченко, не менее красноречив, чтобы перестать верить в ТАКОЙ национализм!
Любой не утративший способность критически мыслить подумает: неужели ради этого лондонского дома и этой "воздушной" больницы, которую руками не потрогать и мягким местом через шприц не почувствовать, "вмирали герої в схронах"? Целая армия героев, если верить националистической прессе! Стоило ли тому же Стусу сидеть в тюрьме, чтобы теперь Союз писателей независимой Украины возглавлял бывший коммунистический прихлебатель Яворивский, которого он же называл "бездарным"? Получается, ради этой "бездарности" Стус и отдал свою жизнь? Да, так и получается! Как хотите, а с украинским национализмом что-то не так. Перефразируя Винни-Пуха, это какой-то неправильный национализм! Аномальный! Эту аномальность я, к примеру, особенно чувствую, когда читаю "дописи" диссидентов-пенсионеров в газете, которую возглавляет… жена их бывшего "куратора" из КГБ. Зачем удивляться, что на киностудии Довженко больше не снимают фильмов, если вся страна превратилась в подобие этой кинофабрики?

ПАРОДИЙНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ
Но изредка и у Донцова случались откровения: "Національна ідея тоді лиш увірветься як могутній чинник у життя, коли в ній сполучені щасливо обі частини: чуттєва й розумова, коли інтелект міцно сполучений з народним інстинктом і сумлінням. А це можливе тільки тоді, коли зміст ідеї, коли національний ідеал не є чужий, абстрактно виведений та їй накинутий, інакше він не запалить в її серці огню захоплення".
("Национальная идея тогда лишь ворвется как мощный фактор в жизни, когда в ней соединены счастливо обе части: чувственная и умственная, когда интеллект прочно соединен с народным инстинктом и совестью. А это возможно только тогда, когда содержание идеи, когда национальный идеал не является чуждым , абстрактно выведенным и ей навязанным, иначе он не зажжет в его сердце огонь влечения".)
Проблема в том, что для большей части Украины национальный идеал Донцова и ему подобных был именно "абстрактно виведеним" и насильственно "накинутим", то есть, навязанным.

По меткому выражению Булгакова в "Белой гвардии": "Народные учителя, фельдшера, однодворцы, украинские семинаристы… все говорят на украинском языке, все любят Украину волшебную, воображаемую, без панов, без офицеров-москалей"…
"НАЦМОСКАЛИ" НЕ ВЛЕЗАЮТ...
Этническая история того, что теперь мы называем украинскими землями, намного сложнее и интереснее примитивной оуновской агитки, которую только и смогли усвоить нынешние националисты "на скорую руку". Впопыхах заменяя в своих головах отрывки из коммунистических талмудов (их, уверен, эти вечные студенты с рано проявившимися наклонностями к приватизационным проектам и схемам, типа ЕЭСУ, тоже никогда толком не читали), они пролетели мимо того, что фактически суверенная Украина склеена из бесчисленного количества пазлов. Три из них являются самыми крупными и системообразующими для страны. Это собственно историческая Украина (бывшая Малороссия, первой оформившая свою государственность, пусть и в составе России), Галичина и Новороссия, народ которой представляет ныне самый молодой и экономически активный украинский субэтнос.
Галичина, еще с начала XIV века испытавшая воздействие полонизации, не нашла в себе силы поддержать восстание Богдана Хмельницкого, когда впервые заявила о себе будущая украинская нация. Дальше эту землю ждали три столетия подчинения Польше и Австро-Венгрии, навсегда сказавшиеся на ее психотипе. В 1700 году львовский епископ Иосиф Шумлянский перешел под давлением Варшавы из православия в униатство. С этого момента различия между Галичиной и Украиной оформились окончательно — галичане стали резко прозападными, лояльными бесчисленным "добрим цісарям" то из Вены, то из Берлина (недаром во Львове развешивают в праздники плакаты в честь дивизии СС "Галичина") и очень непохожими ментально на тех украинцев, которые формировались в это время на территории Российской империи. Характерно, что "украинская идея" родилась не во Львове, а в Киеве, Харькове и Полтаве, а различия между галичанами и украинцами были так велики, что в годы гражданской войны две Украины так и не смогли объединиться на практике, а не на бумаге, оставшись сами по себе с двумя армиями и правительствами.
Собственно Украина — бывшая Гетманщина — сыграла выдающуюся роль в истории не только России, но и всей Европы. Это можно говорить смело, не боясь пафоса. В слове "малороссиянин" не было ничего унизительного, особенно, когда он становился фельдмаршалом, как Паскевич, канцлером империи, как Безбородько, или основателем русской классической прозы, как Гоголь — "Мы все вышли из его "Шинели", — совершенно верно заметил однажды Достоевский.
В советские времена эта тенденция продолжилась. Выходцы из Центральной Украины возглавляли не только армию, как министр обороны СССР маршал Гречко, но и всю страну от Бреста до Владивостока — вспомните выражение "допетровский", "послепетровский" и "днепропетровский" периоды в истории России, намекавшие на всесилие днепропетровского клана времен Брежнева. Да и то, что мы называем сегодня классической украинской культурой, сформировалось именно здесь — в Полтаве и Киеве. Котляревский, Шевченко, Квитка-Основьяненко, Кулиш, Старицкий, Карпенко-Карый — все то, что дало украинскую литературу и театр, родилось именно в Малороссии.
НОВОРОССИЯ — САМАЯ МОЛОДАЯ УКРАИНА

Открытие залежей угля и железной руды в Донбассе сформировало основу экономики этого региона, а цепь новых черноморских портов связала его с миром. Но до того момента, пока ленинские большевики волевым порядком не передали всю Новороссию (не только Донбасс, но и Херсон, Николаев, Одессу, а потом и Крым!) в состав УССР, новороссы имели не меньшие шансы остаться субэтносом великороссов. Поэ¬тому историческая мифология в Новороссии — советская. Товарищ Артем тут всегда будет актуальнее Бандеры, одесская проза — Ивана Франко, а молодогвардейцы — вояков УПА.

Мне думается, причина победы красных в том, что советский проект был обращен в будущее. Он действительно преображал человека, давал ему образование, чувство свободы от социальной несправедливости, удовлетворял его первичные материальные потребности, увлекал возможностью участия в создании нового мира. Как могли "переспорить" большевиков на Украине Петлюра и Винниченко, если картине сельского рая их идеологические конкуренты противопоставляли новый самолет? Ностальгические образы ("гимназистки, бараночки, словно лебеди, саночки") вчистую проиграли гагаринскому фаллическому полету в космос. Все произошло строго по Фрейду и Ильфу и Петрову — девушки выбрали молодых и политически грамотных. Впоследствии и советский проект проиграет Западу именно на поле технических символов — двухкассетный магнитофон, джинсы и одноразовая зажигалка победили войлочные сапожки "прощай молодость", а персональный компьютер довершил поражение расслабившихся наследников Сталина у власти.

ПРАГМАТИЧНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ
Любой, у кого в кармане паспорт с тризубом, который он не рвет, с точки зрения покойного НКВД, — уже националист. А раз страна не рвет паспорта с требованиями вернуться в Россию или восстановить "королевство Галиции и Лодомерии", значит, она не собирается самоликвидироваться. По крайней мере, пока.
Да и жалко, честно говоря, ликвидировать страну с такими идеальными границами, подаренными российскими империалистами — Карпатами на западе, Полесскими болотами — на севере и Черным морем — на юге. С какой стороны не нападешь — упрешься в естественную преграду. Даже в Днепр, если ударишь с востока. А какой транзит у этой страны — воистину перекрестье торговых путей! Значит, Украина просто нуждается в новом смысле жизни. Я называю эту новую разновидность украинской идеи "прагматичным национализмом". Для него совершено нормально, что в Украине в школах и органах власти будет два языка. Более того! Парадокс состоит в том, что продолжение гуманитарной политики Кучмы и Ющенко сделает раскол нации реальностью. Унижение русскоязычных приведет к тому, что Донбасс и Крым действительно начнут осознавать себя именно частью современной российской политической нации. А пророчество двуязычного поэта Шевченко: "Погибнеш, згинеш, Україно, не стане знаку на землі" превратится в похоронную ленточку на гробе старомодной страны, доверившейся шароварным патриотам.
Олесь Бузина, 24 сентября 2010 года.