Главная > Статьи

ПУШКИН В МАРИУПОЛЕ

На днях миська рада Ивано-Франковска единогласно приняла решение о переименовании бульвара Пушкина в бульвар Северный.  Мол, москальский поэт никакого отношения к их городу не имеет.  А то что памятниками своему Кобзарю свидомые метят любое пространство, до которого добираются – это в порядке вещей.

А вот что касается Мариуполя, то там к Пушкину, по крайней мере, до недавнего времени, царило совсем иное отношение.  Здесь в 2000 году на аллее Просветителей у Областного академического русского драматического театра в очередную годовщину пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Мариуполе был установлен обновлённый памятник поэту.

Да и улица Пушкина, причём отнюдь не на окраине,  до сих пор таковой и остаётся. Хотя не исключено что свидомиты и до неё доберутся. Ведь десятки улиц, бульваров, проспектов уже декомунизированы. Почему бы и депушкинизацией не заняться?..

Но в отличие от Ивано-Франковска особенность Мариуполя заключается в том,  что для смены названия нужно изнасиловать общественное мнение города.

 Это в Ивано-Франковске подобная акция прошла на ура. В Мариуполе все по-другому…

Большинство мариупольцев до сих пор с гордостью вспоминает и говорит о том, как в мае 1820 года ещё совсем молодой Пушкин, следуя в южную ссылку, побывал и в городе. Причём, Мариуполь единственный город на всей Донетчине, где действительно побывал  великий  русский поэт.

Побывал он и в окрестностях Мариуполя.  Пышная южная природа навеяла поэту вдохновение, из которого родились пролог к поэме «Руслан и Людмила» (у лукоморья дуб зелёный), и стихотворение «Я знаю край», и «Гречанка верная, не плач», «Песнь о вещем Олеге» и так далее.

Высокую душу поэта, конечно,  не могло не вдохновить сочетание пенного морского простора и растущих по берегам вековых дубов – так называемых байрачных лесов, которые помнили ещё скифов и сарматов, живших на азовских берегах.

Старожилы утверждают, что именно песчаная коса к востоку от села Безымянное и есть то самое пушкинское  Лукоморье.

Впрочем, связи Пушкина с Мариуполем были более многосторонны                                                                                                                                                                                                                                                                                                                чем кажется.  Ведь его хорошие знакомые - будущий  вождь декабристов Павел Пестель и кавалерист-девица Надежда Дурова служили в мариупольском  гусарском полку.

Пушкина всегда помнили и помнят в Мариуполе. В честь него писали стихи участники литературных объединений таких как «Азовье».

Местные художники рисовали картины с изображениями поэта, в том числе и на морском берегу.

Впрочем, время внесло свои коррективы.  В мариупольских школах,                       как и по всей Украине,  уже нет уроков русской литературы. И лишь немногие произведения Александра Сергеевича школьники проходят в составе курса «Зарубежная литература». А там на уроках детям пока предлагают выбор: учить стихотворение «У лукоморья дуб зелёный»  либо на русском языке, либо в украинском переводе:

    В лисах там марева казкови,

    Там рынуть хвыли свитанкови

     На берег голый и пустый,

     И трыдцять лицарив префайных

     По черзи з вод выходять сяйных,

     Отаман з ными их морськый.

Не удивительно, что практически все дети предпочитают учить пушкинское стихотворение на языке оригинала.  Но чиновники от «Просвиты» уже настойчиво поговаривают о том, чтобы перевести пушкинскую поэзию на державну мову.  Их не смущает, что перевод может звучать так -  «рыгочи паяц над розгэпаним коханням!»…

Хочется верить, что подобные поползновения так и не воплотятся в жизнь.

Поскольку или  мариупольцы этого не допустят, или этой власти в Мариуполе уже не будет.

Что касается Пушкина, то память о нем  на  азовских берегах будет жить вечно.

Константин Иловайский