Анонс
Подполье встревожено: "Киев начал странные приготовления. Готовится что-то страшное"
Как рушатся четыре столпа глобального западного господства
Перекрашиваем западные ракеты… и выдаём за «Нептун» – киевский эксперт
Удар по Южмашу. Последних китайских предупреждений больше не будет
Путин заявил, что у России всегда найдётся ответ для Запада
"Ответ всегда будет". Что сказал Владимир Путин в специальном заявлении
В Белоруссии заявили о готовящемся военном вторжении в республику
Украинские медиа публикуют «план раздела Украины», якобы разработанный Москвой для передачи Трампу
Трампа берут на слабо. США выбирают эскалацию, чтобы воевать за мир на Украине
УКРАИНА – война плюс голубизна
Рассылка
Нацистские корни украинской «автокефалии»
Укроавтокефалистская «ПЦУ-СЦУ» является преемницей не только филаретовского «Киевского патриархата», но и откровенно нацистских религиозно-политических группировок.
Напомним, 8 февраля 2019 года ряженый в архиерейские одежды лжеепископ Павло (Юристый) совершил в древнем афонском монастыре Ксенофонт святотатственные театральные действия, названные «божественной литургией». С точки зрения церковных канонов, все «сослужившие» и даже просто молившиеся за этим представлением автоматически оказались вне Церкви. Более того, храм, где это происходило, подлежит переосвящению. Так же как и стамбульский собор великомученика Георгия Победоносца, где 19 января Константинопольский патриарх Варфоломей вступил в евхаристическое общение с лжемитрополитом Епифанием (Думенко), вручив ему пресловутый «томос об украинской автокефалии».
Но и это – лишь некоторые из направлений раскольнических ударов по Православию. Судя по всему, действия будут направлены против всех Поместных Православных Церквей, поддержавших Московский Патриархат в его решительных выступлениях против беззаконий Фанара. Особому давлению подвергнутся Антиохийская, Болгарская, Польская Церкви и Церковь Чешских земель и Словакии, из уст иерархов которых уже звучали слова поддержки в наш адрес.
Но что можно противопоставить этим нападкам? Исключительно верность Православию и хорошее знание канонического права и новейшей церковной истории. В том числе – радикально-националистических истоков украинского автокефализма, имеющего лишь косвенное отношение к религии, по сути же являющегося русофобской политической идеологией. Идеологией, в 1930-40-х годах приведшей целый ряд предшественников современных творцов «ПЦУ-СЦУ» к сотрудничеству с гитлеровскими нацистами.
Акт первый. Автокефалисты-самосвяты
До 1917 года абсолютное большинство предков современных украинцев и думать не могли, что не являются русскими людьми. Более того, даже за пределами Российской Империи, в Австро-Венгрии, которой принадлежала большая часть Галиции, включая город Львов, значительная часть восточнославянского населения не забывала русских корней и стремились к единению с братской Россией. Несмотря на свою принадлежность к греко-католицизму, зачастую именовавшемуся «руськой верой», русинские униаты в значительной своей части были готовы воссоединиться с Православной Церковью.
Именно в этих условиях рубежа XIX – XX столетий в Австро-Венгрии активизировалось украинское националистическое движение, получившее чёткую «антимоскальскую» направленность. Параллельно подобное движение зародилось и на территории Российской Империи. Однако до 1917 года оно не имело ни единой структуры, ни общей идеологии. Большинство «украинствующих» выступали лишь за культурную, реже политическую автономию в составе России. Что же касается церковного вопроса, то впервые об украинской автокефалии заговорили лишь после Февральской революции, особенно – на фоне создания петлюровской «Украинской народной республики».
Укроавтокефалисты «первой волны» были не столько русофобами, сколько религиозно-политическими авантюристами, стремившемися к власти. Так, одним из их первых лидеров стал бывший архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын), вчерашний монархист-черносотенец, который, лишившись кафедры, быстро перекрасился в «украинские националисты» и попытался захватить церковную власть. Однако вместе с ним в «автокефалию» начали играться многие клирики малороссийской глубинки, искренне поверившие, что революционный ветер перемен принесёт им свободу от архиереев, а может, и архиерейский сан.
В итоге некоторые из первых укроавтокефалистов подобное «повышение» получили. Сами назначив себя «архиереями» и сами же себя «рукоположив».
Вот как позднее это беззаконие описал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) в своём изложении событий укроавтокефалистского лжесобора 1921 года, на котором была созвана «УАПЦ», скажем так, «первого разлива»:
Псевдособор провозгласил образование «Украинской автономной православной церкви». Руководитель сепаратистов, к тому времени отлученный протоиерей Василий Липковский был избран участниками «собора» во епископа новой «церкви». «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам… Сама «хиротония» была исполнена отлученными пресвитерами и мирянами с возложением на Липковского мощей (руки) священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлучённого протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами»…На первых порах ряженых самозванцев активно поддержали большевики. В борьбе с канонической Церковью самосвяты стали надёжными пособниками красных воинствующих безбожников. Однако уже во второй половине 1920-х годов и сами ряженые стали попадать в жернова советской репрессивной машины. Но это только усилило их русофобию, что и привело укроавтокефалистов к откровенному нацизму и сотрудничеству с гитлеровцами.
Акт второй. Нацисты-автокефалисты
В молодости Огиенко занимал руководящие посты в петлюровской УНР. Как филолог, активно занимался украинизацией, тем самым искажением русского языка, над которым тонко иронизировал Михаил Булгаков в своей «Белой гвардии», едва ли предполагая, к чему это приведёт меньше столетия спустя. В церковном отношении Огиенко всегда был сторонником украинской автокефалии, причём, как и нынешние укроавтокефалисты, полагал возможным причащаться у униатов. По сути, главным для него было создание единой националистической «Украинской церкви», неважно, православной или греко-католической.
Проживая в Польше, Огиенко принадлежал к «Польской православной церкви», на тот момент – раскольнической. Этот раскол, как и нынешняя «ПЦУ-СЦУ», был создан в 1924 году Константинопольским патриархатом: несколько епархий были оторваны от Русской Церкви, и им была предоставлена незаконная «автокефалия». По сути, ситуация один в один повторяла сегодняшнюю украинскую за одним исключением: предстоятель «Польской церкви» митрополит Дионисий (Валединский) имел законное архиерейское рукоположение.
Вплоть до нацистской оккупации Польши украинским националистам не удавалось реализовать собственный автокефалистский проект на её территории. Более того, укроавтокефалисты, в том числе Огиенко, преследовались польским правительством. Однако в 1940 году, воспользовавшись тем, что власть в Варшаве переменилась, украинские националисты настояли на том, чтобы их рукоположили в «архиерейский» сан.
Первым украинским националистом, получившим архиерейский сан в Польской Церкви, стал Иларион (Огиенко), в 1941 году состоялась хиротония Палладия (Выдыбиды-Руденко), а в 1942 году – сразу шестерых активистов украинского националистического движения: Фотий (Тимощук), Мануил (Тарнаваский), Михаил (Хороший), Мстислав (Скрипник), Сильвестр (Гаевский) и Григорий (Огийчук). Нацистские власти раскололи Польскую Церковь созданием «УАПЦ 2.0», заручившись поддержкой украинских националистов.
Но если Огиенко был, скорее, кабинетным националистом, то его помощник Мстислав (Скрипник) – ярким оратором и трибуном. В юности он был личным адъютантом Петлюры, а в годы Второй мировой очень быстро наладил отношения с нацистами. В 1941 году в оккупированном Ровно Скрипник начал издавать откровенно нацистский журнал «Волынь», где позволял себе (буквально накануне архиерейского рукоположения) такие политические пассажи:
И сегодня освобождённые кровью и трудом немецкого воина из страшных оков 23-летней московско-жидовской азиатской неволи, мы, украинцы, с гордо поднятым челом поворачиваем к новой Европе, к той Европе, которая появилась в гениальном видении Великого Европейца – Адольфа Гитлера. В такую Европу мы верим, такую Европу мы проповедуем, про такую Европу мы мечтали на протяжении 23 лет, за такую Европу пролито море самой ценной, украинской крови.К слову, эти слова во многом пересекались с позицией украинских греко-католиков того времени, чей предстоятель митрополит Андрей (Шептицкий) несколькими месяцами ранее обращался к Гитлеру не просто с верноподданническими обращениями, но столь же откровенно восхваляя его «восточную политику»:
Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом! Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.Впоследствии, как и советская власть в 1930-е годы, гитлеровцы начали репрессии в отношении украинских националистов, однако священноначалие «УАПЦ 2.0» до последнего сохраняло все преференции, предоставленные им нацистскими властями на оккупированных территориях. Впоследствии большинство из них эмигрировало в США и Канаду, где создали новые националистические секты «УПЦ в США» и «УПЦ в Канаде», ныне также «легализованные» Фанаром.
Акт третий. Секта имени Мстислава (Скрипника)
Ещё до того как бывший законный Киевский митрополит Филарет (Денисенко) ушёл в раскол, в Киеве состоялся «собор» укроавтокефалистов, создавший «УАПЦ 3.0», провозгласив её «патриархом» находящегося за океаном Мстислава (Скрипника). В ноябре 1990-го он прибыл в ещё советский Киев, где в стенах Святой Софии состоялась его святотатственная «интронизация» с театральным напяливанием на голову престарелого нациста белого куколя Московских Патриархов.
А уже два года спустя, после распада СССР, к «УАПЦ 3.0» присоединился ушедший в раскол Денисенко, впоследствии ставший одним из преемников Скрипника на лжепатриаршем «престоле». В 1990-2010-х годах укроавтокефалистские националистические секты не раз дробились и скандалили между собой, но в 2018 году заокеанские кураторы принудили их примириться и объединиться. Итогом стало создание уже неоднократно упомянутой «ПЦУ-СЦУ», которую вполне можно было бы назвать «Сектой имени Мстислава (Скрипника)».
Михаил Тюренков