США хотят стать главной нефтегазовой державой
США упорно стремятся к статусу ведущей энергетической державы. Еще в 2011 году страна вышла на первое место по добыче газа, потеснив Россию, а в 2018-м стала первой в производстве нефти, отодвинув на вторую позицию Саудовскую Аравию. Но американцы и не думают останавливаться на достигнутом. В ближайшие десять лет на долю США придется 61% всей мировой добычи нефти и газа на новых проектах, а общий объем производства этих ресурсов в стране вырастет на 25%, прогнозирует Global Witness.
Сланцевый бум в Америке в этом году снова забуксовал, но этот спад был с лихвой компенсирован офшорными проектами. По прогнозу Rystad Energy, в этом году будут одобрены новые офшорные нефтяные проекты на сумму 123 млрд долларов, что почти в два раза больше показателя прошлого года (69 млрд долларов), пишет ProFinance.ru.
А как же цены?
В прошлом году добыча нефти в США выросла в среднем на 15,8%, газа — на 12,1%, напомнил «Ридусу» эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Если производство энергоносителей в стране продолжится в том же темпе, к 2023 году она будет добывать более 17 млн баррелей в день. Де-факто страна уже имеет статус крупнейшего производителя энергоносителей, за что должна сказать спасибо соглашению ОПЕК+ и сокращению добычи в Саудовской Аравии.
Однако с начала текущего года, ввиду снижения цен на нефть, добыча нефти в США росла более медленными темпами, поскольку компании сокращали свои планы в отношении бурения из-за больших требований со стороны инвесторов по прибылям,— отмечает аналитик.
Нефтяные котировки просели на фоне торговых войн и опасений по поводу замедления роста мировой экономики, что приведет к снижению спроса на топливо. С конца прошлого года они рухнули более чем на 30%, и каждая негативная новость по состоянию торговых переговоров между США и КНР оказывает дополнительное давление на цены, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Важно понимать, что наращивать производство в отсутствие должного спроса финансово невыгодно, а, учитывая тревожные сигналы, посылаемые мировой экономикой, покупки сырья не должны существенно увеличиться в обозримом будущем. В таких условиях сложно себе представить дальнейший рост активности нефтяных компаний,— полагает он.
Если прогноз Global Witness воплотится в жизнь, американские производители могут не только столкнуться с проблемами сбыта, но и будут страдать от падения цен, вызванного их же собственными действиями, предсказывает аналитик. По его словам, себестоимость добычи в подконтрольных США зонах хоть и снизилась в последние годы благодаря развитию технологий, но все еще держится на достаточно высоких уровнях, в том числе из-за издержек, связанных с логистикой. И все это должно заставить американцев одуматься и сократить добычу.
Но не стоит забывать, что технологии продолжают улучшаться, а страны ОПЕК+ подсели на свое соглашение, которое изначально считалось временной мерой, и, судя по всему, продолжат уступать США долю рынка ради сохранения приемлемых цен и наполнения своих бюджетов.
Угрозы и выборы
Объем добычи в США стремительно растет, но в ближайшие пять-семь лет темпы этого роста не будут превышать скорость увеличения мирового спроса на топливо, считает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев. В связи с этим он прогнозирует, что нефтяные цены будут колебаться в пределах от 50 до 70 долларов за баррель.
В более низкий ценовой диапазон они могли бы опуститься лишь в случае существенного затоваривания, если бы спрос на топливо в мире перестал расти из-за практической угрозы мирового спада,— добавляет он.
Но пока, по мнению эксперта, такие угрозы достаточно призрачны. Эту тему часто обсуждают в СМИ, но подобные опасения мало подкреплены конкретной статистикой, которая не дает явно нисходящей динамики экономических показателей.
Да, экономика во многих странах пробуксовывает. Но в том же Китае, несмотря на замедление, рост ВВП по-прежнему составляет более 6% в год. Это довольно высокие темпы развития по меркам большинства развитых и даже развивающихся стран. К тому же КНР накопила астрономические валютные запасы (около 3 трлн долларов) для инвестиций по всему миру. Другая экономически активная страна — Индия — только по резервам уже приближается к половине триллиона.
То есть на сегодня для развития инфраструктуры и промышленности в мире есть не только стремление, но и значительные ресурсы, не связанные напрямую лишь с западными экономиками,— поясняет аналитик.
Но даже если допустить, что нефтяные цены на долгий срок просядут до 50 долларов за баррель и ниже, сразу же возникнут естественные ограничения добычи и разработки новых пластов из-за падения рентабельности нефтяного бизнеса.
Примерно с этой ситуацией мы постоянно сталкиваемся, глядя на динамику сланцевой индустрии, где число буровых установок с начала года неуклонно снижается. Уровень рентабельности традиционных добывающих проектов, понятно, выше, но и здесь у инвестиций есть ограничения в моменты ценовых падений, так как те же деньги могут быть направлены в другие отрасли, например в цифровую, в различные сегменты сферы технологичных услуг,— рассуждает Пушкарев.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и фактор смены президента в США, если не в 2020 году, то точно к 2024 году, и возможность победы кандидата от Демократической партии, например популярного сегодня Берни Сандерса, который разрабатывает стратегию полного перехода США к «зеленой» энергетике, на что готов ассигновать не менее 13 трлн долларов (половину сегодняшнего бюджета страны).
Так что стратегия развития США на ближайшие годы еще не раз будет подвергаться обсуждению и может зависеть как от состояния и запросов мировой экономики, так и от политических настроений в самих США,— заключает эксперт.Источник