Главная > Статьи

Иранский кризис: чем похожи Иракская и Вьетнамская войны США

По-моему, результатами. Правда, окончательно говорить об этом пока рано, но давайте попытаемся проанализировать пока еще скудную информацию о ведущихся подковерных переговорах по Ирану и о том, к чему они могут в конце концов привести.

Вокруг ситуации с выводом американских войск из Ирака творятся странные метаморфозы.  Стоило только командующему американским контингентом в Ираке написать письмо иракскому военному руководству с планом вывода его «парней» из страны, как уже через несколько часов его слова были опровергнуты министром обороны США, заявившем, что «решение о выводе, Вашингтон пока не принимал».

Интересно получается. А что командующий американскими войсками в Ираке не имеет прямой связи с Пентагоном? Или выполняет чьи-то другие приказы? Очевидно нет. Новости такого плана с опровержениями самый верный признак того, что Госдеп уже принципиально принял некое решение, которое должно быть озвучено вовремя и под подходящим политическим соусом, а бригадный генерал Уильям Сили ІІІ (кстати морпех) не дипломат, а еще прямолинеен, как шпала, а потому получив соответствующий приказ он как и положено поспешил ознакомить с ним иракское руководство, которое, как мы знаем, уже потребовало от американского контингента существенного ограничения в деятельности. И именно об этом письме и «пронюхали» британские журналисты.

Итак, о чем сообщило своим читателям британское агентство «Рейтерс» со ссылкой на письмо американского командующего в Ираке в адрес главы иракского Объединенного оперативного командования. А сказано было следующее, что США, уважает суверенитет Ирака и не желая портить с ним отношений сворачивает ведение боевых действий и «в течении недель» перебазирует свои войска из страны. Причем, далее международная коалиция продолжает сотрудничество Багдадом в вопросе подготовки иракской армии.

Речь идет о большей части из примерно 5 000 американских военных, которые, вероятнее всего должны быть перебазированы на соседние региональные базы.

Чем интересно опровержение министра обороны США Марка Эспера, прозвучавшее, буквально вслед, по сути не опровергает слов сказанных его подчиненным. Главным его тезисом было:

«Не было никакого решения вообще покинуть Ирак».

Да, не было такого решения. Так и генерал Сили тоже не говорит о полном выводе американских военных из страны. Он лишь пишет о частичной их «передислокации», причем, не за пределы региона и прекращении военных операций, а также о том, что оставшиеся солдаты далее будут заниматься исключительно подготовкой иракских военных.

Так что никакого противоречия здесь нет, а есть начавшаяся просматриваться американская позиция по постконфликтнмоу урегулированию ситуации.

То есть американцы прекращают бомбежки, выводят боевые подразделения и на этом согласны подвести черту. Второй важный момент, который был вчера отмечен во время экстренного совещания стран-членов НАТО, и который отдельно в своем блоге подчеркнул Дональд Трамп, это непримиримость стран альянса в вопросе ядерной программы Тегерана. То есть создание ядерной бомбы, на которое позавчера Тегеран намекнул со всей возможной прозрачностью, является для Европы и США угрозой, с которой они не могут согласиться, но в то же время и не могут не считаться.

По сути от них уже ничего не зависит, и если Тегеран захочет получить свой ядрен-батон, он его получит, причем в очень короткий промежуток времени.

А значит, это и станет главной темой переговоров, и очень может быть основой для нового соглашения, которое Дональду Трмапу, кстати, исходя из предвыборной логики, пора уже заключать. И не важно, что оно принципиально не будет отличаться от того соглашения, которое было заключено в 2015 году Бараком Обамой. Важно, что это будет соглашение Трампа, который в глазах американских избирателей, якобы сумел «обуздать» недружественный Иран, а заодно и закончил войну в Ираке (кстати. Еще одно предвыборное обещание Трампа в 2016 году).

С точки зрения выборов и выхода из иранского тупика, в который Трамп сам себя по сути загнал, для него это будет чистый профит. Вопрос только, согласится ли на все это Иран? Я бы на его месте согласился. Ведь, если отбросить всю политическую шелуху, именно Тегеран окажется от подобного соглашения в наибольшей выгоде. С него снимут санкции, влияние США в Ираке резко упадет и таким образом Госдеп пусть и в неявной форме согласится с этим новым статус-кво, где Багдад из «заднего двора Вашингтона», превратится в фактически почти официального иранского союзника.

И таким образом это станет подведением черты под войной «из пробирки», начатой Штатами в 2003 году и фактически признанием ими своего в ней поражения (как во Вьетнаме в 1970-х).   

Юрий Подоляка

Источник