Анонс
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Подполье встревожено: "Киев начал странные приготовления. Готовится что-то страшное"
Как рушатся четыре столпа глобального западного господства
Перекрашиваем западные ракеты… и выдаём за «Нептун» – киевский эксперт
Удар по Южмашу. Последних китайских предупреждений больше не будет
Путин заявил, что у России всегда найдётся ответ для Запада
"Ответ всегда будет". Что сказал Владимир Путин в специальном заявлении
Рассылка
Рынок труда Украины. Почему зарплаты растут, а народ из страны бежит
Госстат Украины подвёл итоги по доходам украинцев и заявил, что в прошлом году уровень зарплат вырос на 14,8%. При этом, с учётом инфляции чистая зарплата по стране выросла на 11,3%. Традиционно самой высокой она была в Киеве — 18869 гривен, а самой низкой — в Черниговской области — 8851 гривен.
Рост на 11% «чистой» зарплаты, причём из года в год, это отличное достижение для любого правительства. А если это происходит третий год подряд, то такое правительство на руках надо носить, а не подзатыльники раздавать. Так почему же украинцы так и не прониклись тёплыми чувствами к Владимиру Гройсману, и почему даже после прихода к власти нового Кабмина «реформатора» Алексея Гончарука, они только ускорили скорость своего исхода из страны. Причём многие из них навсегда.
Чтобы понять смысл происходящего, нужно прояснить несколько моментов. Для начала надо вспомнить, что перед ростом 2016–19 годов в 2014–15 реальные зарплаты украинцев здорово просели. А во-вторых, именно с этого момента, понимая, что уровень минимальной зарплаты не позволяет людям физически существовать, его начали поднимать.
Правда, не это стало главной причиной будущего, во многом виртуального, роста.
Момент первый. Общая численность работающих. Не будем сегодня вспоминать цифры 2014 года и ранее, они с учётом отпавшего от Украины Крыма и части Донбасса всё равно будут некорректными. Берём статистику 2016 года и далее. Тем более, что именно с этого момента и начинается знаменитое экономическое зарплатное чудо Украины.
Итак, на конец 2015 года численность рабочей силы уже новой, усечённой, Украины составляла 8204 тыс. чел., на конец 2016-го 8088 тыс. чел. (–116 тыс. чел.), на конец 2017-го 7948 тыс. чел. (–164 тыс. чел.), в конце 2018-го это число упало до почти 7700 тыс. человек. (230–240 тыс. чел.). Данных за 2019 год в открытом доступе пока ещё нет, но косвенные цифры (количество штатных сотрудников, отработавших полный рабочий месяц) за первые три квартала говорят о том, что в 2019-м падение численности штатных сотрудников составляет 5–8%. То есть вполне можно ожидать общего сокращения численности официально работающих до 7200–7400 тыс. человек.
И тем более дико смотреть на эти цифры с учётом начала в конце прошлого года роста уровня официальной безработицы по стране, которая начала нарастать, как ком в ноябре–декабре (+80 тыс. человек).
То есть, работающих стало намного меньше.
Момент второй. Кто уходит. И в первую очередь, как мы понимаем, люди бросают и уезжают с низкооплачиваемых рабочих мест.
В основном свои места бросают две категории сотрудников. Первая — высокооплачиваемые специалисты, которые за рубежом вполне могут найти себе работу по специальности с выигрышем по оплате труда в 2–3 раза. Но таких меньшинство. В основном бросают свои рабочие места именно низкооплачиваемые сотрудники, работающие в таких отраслях, как сельское хозяйство, медицина и образование. Например, в 2018 году (по 2019 году данных пока нет) на образование и медицину пришлось 100 тыс. сокращённых рабочих мест (40–45% всего сокращения). При том, что эти категории рабочей силы составляли всего 30% от общего её числа.
А значит, уже одно это позволяет увеличить рост чистой зарплаты на 2–3% в год безо всякого его увеличения по факту. Но и это ещё не всё. Да, часть рабочих мест в отрасли сокращают, но за многих из тех, кто, не выдержав нищенской зарплаты и отсутствие перспективы уехал из страны (а вы попробуйте поработать на 4–6 тыс. грн., в ожидании следующего года, когда вас с очень высокой долей вероятности уволят согласно реформы пани Супрун), оставшимся коллегам приходится работать гораздо больше. Люди берут добавочные ставки, а значит, работают дольше, но и получают тоже соответственно больше, и это тоже отображается в статистике роста.
То есть главный секрет прост — уменьшай население, а оставшихся заставляй работать больше.
Но это уже не тот рост, которым можно гордиться.
Момент третий. К чему это приводит. Кстати, если посмотреть на статистику, то больше всего в 2019-ом выросла зарплата даже не врачей и педагогов. Наибольший рост был отмечен в промышленности (примерно 25% в номинале, при сокращении численности сотрудников в отрасли на 3–4%).
О причинах мы уже неоднократно писали. Выезд квалифицированных спецов за рубеж и предотвращение выезда оставшихся требует роста зарплат, а это в свою очередь на фоне роста стоимости электроэнергии и на фоне начала падения глобальных рынков, сделало украинскую промышленность неконкурентоспособной. И поэтому, в том числе, мы наблюдаем просто вертикальное её падение в конце года (–7,5% в ноябре и –8,3% в декабре).
А за этим последовали и сокращения, о которых мы говорили выше. И спираль деградации украинского рынка труда ушла на новый более низкий виток. А на носу мировой экономический кризис…
Источник