Главная > Статьи

США готовятся оторвать Белоруссию от России: майданом или дружбой против Москвы. Путину брошен вызов

Вариант отрыва Беларуси от России хорошо известен: одной рукой США предлагают Минску дружбу, а другой, я уверен, готовят там Майдан. 7 февраля должна состояться встреча президентов Белоруссии Александра Лукашенко и России Владимира Путина.

Главная тема — готов ли Минск интегрироваться с Москвой и если готов, то на каких условиях. Эта встреча должна была состояться неделей ранее в Сочи, но белорусский лидер предпочёл ей другу встречу… в Минске, с госсекретарём США Майком Помпео.

Политика США в Белоруссии


Если присмотреться внимательно, то в ней мы увидим ровно те же мотивы, которыми руководствовались американцы на украинском направлении. С одной стороны, Вашингтон предлагает Минску всё и буквально завтра, а с другой, готовит планы для силового решения белорусской проблемы.

Предложение о поставках в Белоруссию нефти и газа по конкурентным ценам, постепенное снятие санкций и открытие европейской «перспективы» потребует от официального Минска выполнения дорожной карты политических «реформ», главными из которых должна стать отмена единовластия и создание комфортных условий для работы на территории республики американских центров влияния (партий, объединений, СМИ).

В конечном итоге, такая политика должна, по задумке США, создать предпосылки либо мирного перехода власти к прозападным белорусским политикам, либо при помощи майданных технологий, доказавших свою эффективность, в том числе, и на Украине.

Причём инструментарий для этого также сегодня готовится в тиши лесов Польши и Украины. В общем, ничего нового. И, конечно, это хорошо известно руководству Белоруссии и России.

Время выбора
На самом деле, Минску пришло время выбирать. Старая система взаимоотношений России и Белоруссии уже очевидно не будет работать. Российское государство за прошедшие 25 лет окрепло. Изменилась и внешняя политика. Сегодня она уже не оборонительная, а наступательная, причём, очень похоже, следующее геополитическое наступление Москвой планируется именно в восточной Европе.

А потому так сильно сегодня меняется торговый баланс двух республик (отрицательное сальдо Белоруссии во внешней торговле с Россией 9 млрд. долл. США, и оно растёт), и всё меньше белорусских товаров доходит до российского потребителя. И одновременно официальному Минску предлагается всё меньше преференций «за дружбу», которые Москва предлагает предоставлять и далее, но уже за полноценный с нею Союз.

Александр Лукашенко всё это называет давлением, «постановкой раком». И он прав. Именно экономическими рычагами давления Россия пытается добиться своего, и это вызывает ответные действия её партнёра. И именно поэтому президент Белоруссии вместо того, чтобы поехать 31 января в Сочи покататься на лыжах с российским коллегой, предпочёл остаться в Минске и выслушать иезуитские обещания американского госсекретаря.

Конечно, Лукашенко пока не рассматривает всерьёз ничего из того, что было предложено Помпео во время его блицвизита в Минск. Для него это всего лишь аргументы для главных переговоров, очередной раунд которых должен состояться 7 февраля, и на которых он попытается убедить своего российского коллегу, что у Белоруссии есть выбор. А если Россия не хочет повторения украинского сценария, она должна идти на уступки.

Примечательно, что и риторика официального Минска за последнюю неделю претерпела существенные изменения. Он уже не давит на особые «союзные» отношения», а предлагает Москве выстраивать экономические связи не на «братских отношениях», а… как с остальными странами:

 
— продажа нефти по мировым ценам (которые сейчас очень низки);

— предоставление кредитов по совместным проектам на уровне предоставления таких же кредитов другим российским партнёрам (ну тут Лукашенко лукавит. Да, российские условия кредитов Белоруссии сегодня выше тех, на которых даёт Москва деньги на аналогичные проекты. Но ведь и мировые процентные ставки за это время существенно упали); и т.д.

То есть Лукашенко чётко очерчивает свои стартовые позиции в переговорах с Путиным и показывает, что он готов уступать, возвращаясь к тем самым братским отношениям, которые были между Москвой и Минском до сих пор. И даже чуть ближе.

И Москве 7 февраля придётся очень и очень постараться, чтобы убедить «батьку» принять её политические условия. Её политический манёвр на белорусском направлении существенно ограничен. Она понимает, что любой другой президент Республики Беларусь для неё будет ещё менее сговорчивым, нежели Лукашенко, а договариваться со своим самым близким союзником ей крайне необходимо. Альтернатива её явно не радует, а самое главное, у неё банально нет времени ждать.

 
А значит, вероятнее всего, следует ожидать существенных экономических преференций со стороны Москвы, которыми она попытается «купить» Лукашенко. И если здесь будет вопрос только в сумме и гарантиях его политического будущего, то она, скорее всего, согласится.

Источник