Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
Королева, принцесса, врач: три женщины, которых почитают феминистки мусульманского мира
У каждой идеологии есть свои мученики, и имена главных героев на Востоке отличаются от имён на Западе. Феминистки мусульманского мира почитают трёх женщин, чьи имена едва знаем мы.
Сорайя из рода Тарзи: та, что погубила королевство
Сорайя вошла в историю, как женщина, из-за которой король Афганистана потерял свой престол. Хотя на деле, конечно, противники короля использовали Сорайю как предлог: якобы она опозорила страну, сняв хиджаб публично, и сбивает женщин с верного пути.
Женщин «сбивала» Сорайя действительно активно, притом — при полной поддержке мужа. В своей знаменитой речи «Вы, афганские женщины…» королева заявила, что женщины составляют большинство населения Афганистана и при этом полностью выпадают из внимания. Она призвала их учиться читать и писать, а также участвовать в общественной жизни.
В 1921 году Сорайя создала организацию для защиты женщин и открыла школу для девочек возле самого королевского дворца. Тогда же мать королевы стала выпускать первый в Афганистане женский журнал, посвящённый очень широкому кругу вопросов, начиная от быта и воспитания детей и заканчивая политикой. Уже через пару лет пришлось открыть и вторую женскую школу — учениц хватало, а также больницы для женщин и детей. Муж Сорайи, падишах Аманулла, издал указ, обязавший государственных чиновников давать дочерям образование.
Выросла женщина таких передовых взглядов, конечно, не в самой традионной семье.
Сорайя была внучкой знаменитого пуштунского поэта, дочерью не менее знаменитого афганского писателя, а её мать, Асма Расия, была феминисткой по убеждениям. Правда, это не помешало ей благословить брак дочери в четырнадцать лет: именно в таком возрасте Сорайя вышла замуж за принца Амануллу. С другой стороны, принц мог иначе и не дождаться, а муж-король — замечательный шанс улучшить положение женщин в стране.
Вопреки всем обычаям, Сорайя стала единственной женой Амануллы. Когда он взошёл на престол, ей было только двадцать лет, и оба супруга были полны сил, энергии и, главное, желания, чтобы повести страну по пути прогресса. Но сначала пришлось управиться с внешнеполитическими проблемами. Сорайя сопровождала мужа по мятежным, желающим отсоединиться провинциям, рискуя своей жизнью; во время войны за независимость посещала госпитали, чтобы ободрить раненых солдат.
В то же время муж начал активно вводить Сорайю в общественно-политическую жизнь. Впервые за историю Афганистана королева присутствовала на приёмах и военных парадах, но, главное, без неё больше не обходились заседания министров. Иногда Аманулла шутил, что он, конечно, король, но правильнее будет сказать — министр при своей королеве. Уважал и обожал супругу падишах безмерно.
В 1928 году он прилюдно снял со своей королевы хиджаб и предложил всем женщинам страны сделать то же.
Именно этот поступок дал возможность клерикальным кругам (и, как полагают многие, британцам, которым не нравилось общение королевской семьи с советским правительством) подбить афганские племена на мятеж. В результате Аманулла был вынужден отречься от престола и вместе с семьёй уехать из страны.
Путь пролегал через Индию. Везде, где Аманулла выходил с родными из поезда или автомобиля, королевскую семью встречали бурные овации и крики: «Сорайя! Сорайя!» Молодая королева успела стать легендой. Там, в Индии, Сорайя родила одну из дочерей и назвала в честь этой страны. Остаток жизни бывшие король и королева провели в Италии.
Захра Ханум Тадж эс-Салтане: с короной скорби
Принцесса Захра из династии Каджар — единственная иранская принцесса девятнадцатого века, после которой остались письменные воспоминания (под названием «Корона скорби: мемуары персидской принцессы»). Её отцом был тот самый Насреддин-шах, который безудержно фотографировал обитателей своего дворца, матерью — женщина по имени Туран эс-Салтане. Захру рано отняли от матери и передали нянькам. Маму она видела дважды в день; если отец был в Тегеране, она также один раз ненадолго посещала и его.
Для своего времени шах был прогрессивным человеком и старался видеться со своими детьми. Но, конечно, детям такого внимания было мало.
С семи до девяти лет Захра училась в королевской школе, но после помолвки это стало неприличным, и девочка продолжила обучение уже во дворце, с наставниками. Да, отец устроил её помолвку в девять лет, и всего через полгода подписал за неё брачный контракт. Жениху-мужу было одиннадцать, он был сыном военачальника, союз с которым был важен шаху. По счастью, родители не настаивали на том, чтобы дети начали брачную жизнь немедленно. И Захра, и её маленький муж жили почти так же, как и до брака.
Когда Захре было тринадцать, её отца убили, а муж забрал её в свой дом и консумировал брак. Замужеством принцесса была очень разочарована. Муж-подросток заводил себе бесконечных любовниц и любовников, а жене едва уделял время хотя бы просто для бесед за обеденным столом. принцесса не чувствовала ни его любви, ни своей, и решила, что ничем ему не обязана. Тем более, что она считалась красавицей и многие мужчины мечтали о её любви.
Известно, что знаменитый иранский поэт Ареф Казвини посвятил красоте Захры своё стихотворение.
От мужа Захра родила четверых детей — двух дочерей и двух сыновей. Один из мальчиков умер во младенчестве. Когда Захра была беременна пятый раз, она узнала, что у мужа — венерическое заболевание, которое может серьёзно повлиять на развитие плода. Она решилась на аборт — в то время очень опасная процедура, и чисто физически, и по возможным последствиям. После аборта ей было так дурно, что врачи решили, будто у неё истерия, и предписали ей почаще выходить из дома на прогулки. Именно на этих прогулках, как считается, она начала заводить романы. Одновременно Захра добивалась развода с нелюбимым мужем.
После развода она ещё дважды была замужем, но неудачно. Мужчины в Иране того времени мало отличались друг от друга: могли цветисто ухаживать, но, заполучив женщину, просто начинали ухаживать за другой. С учётом того, что Захра ещё и демонстративно отказывалась носить хиджаб, репутация у неё сложилась в иранском высшем обществе ужасная.
За глаза (а иногда и в глаза) её звали шлюхой.
Разочаровавшись в попытках раствориться в семейной жизни, Захра начала участвовать в общественной. Во время Конституционной революции в Иране она вошла, вместе с некоторыми другими принцессами, в Женскую Ассоциацию, среди целей которой было всеобщее женское образование и нормальный доступ к медицине. Увы, но в итоге она умерла в нищете и безвестности, и никто даже не может назвать точное место её смерти.
Фаррухру Парса: вскормившая своих убийц
Одна из первых женщин-врачей Ирана, первая и последняя женщина-министр в стране, Парса была расстреляна после Исламской революции. Иронично, но лидеры революции получили своё образование в университетах, открытых в Иране именно Парса, и учились за счёт её ведомства. Понимали они это или нет, но благодарности в их действиях не прослеживается ни на грош.
Мать Фаррухру, Фахре-Афаг, была редактором первого женского журнала в Иране и боролась за право женщин на образование. За активность была наказана: сослана вместе с мужем, Фаррухдином Парсой, в город Кум под домашний арест. Там, в ссылке, и родилась будущая министр. Её назвали в честь отца.
После смены премьер-министра семье Парса разрешили вернуться в Тегеран, и Фаррухру смогла получить нормальное образование. Она выучилась на врача, но работала учительницей биологии в школе имени Жанны д’Арк (для девочек, конечно). Фаррухру активно продолжала дело матери и стала известной в Иране персоной. В неполные сорок лет её избрали в парламент.
Её муж, Ахмад Ширин Сохан, был настолько же удивлён, насколько и горд.
Будучи членом парламента, она добилась права голоса для женщин, а вскоре, став министром образования, получила возможность застраивать страну школами и университетами, дав возможность учиться девочкам и мальчикам из бедных семей. Духовные школы министерство Парса тоже субсидировало.
Благодаря активности Парса и других феминисток, в стране действовал закон «О защите семьи», регулировавший процедуру развода и поднявший брачный возраст до восемнадати лет. Вслед за Фаррухру многие женщины решились на карьеру чиновника. После революции брачный возраст упал обратно до тринадцати лет, а возраст уголовной ответственности для девочек — до девяти (для мальчиком он наступает в четырнадцать).
Перед казнью низложенная министр написала детям письмо со словами: «"Я — врач, поэтому смерти я не боюсь. Смерть — всего лишь мгновение и не более того. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не преклоню колена перед теми, кто ожидает, что я почувствую раскаяние в полувеке моей борьбы за равенство мужчин и женщин»