Королева, принцесса, врач: три женщины, которых почитают феминистки мусульманского мира
У каждой идеологии есть свои мученики, и имена главных героев на Востоке отличаются от имён на Западе. Феминистки мусульманского мира почитают трёх женщин, чьи имена едва знаем мы.
Сорайя из рода Тарзи: та, что погубила королевство
Сорайя вошла в историю, как женщина, из-за которой король Афганистана потерял свой престол. Хотя на деле, конечно, противники короля использовали Сорайю как предлог: якобы она опозорила страну, сняв хиджаб публично, и сбивает женщин с верного пути.
Женщин «сбивала» Сорайя действительно активно, притом — при полной поддержке мужа. В своей знаменитой речи «Вы, афганские женщины…» королева заявила, что женщины составляют большинство населения Афганистана и при этом полностью выпадают из внимания. Она призвала их учиться читать и писать, а также участвовать в общественной жизни.
В 1921 году Сорайя создала организацию для защиты женщин и открыла школу для девочек возле самого королевского дворца. Тогда же мать королевы стала выпускать первый в Афганистане женский журнал, посвящённый очень широкому кругу вопросов, начиная от быта и воспитания детей и заканчивая политикой. Уже через пару лет пришлось открыть и вторую женскую школу — учениц хватало, а также больницы для женщин и детей. Муж Сорайи, падишах Аманулла, издал указ, обязавший государственных чиновников давать дочерям образование.
Выросла женщина таких передовых взглядов, конечно, не в самой традионной семье.
Сорайя была внучкой знаменитого пуштунского поэта, дочерью не менее знаменитого афганского писателя, а её мать, Асма Расия, была феминисткой по убеждениям. Правда, это не помешало ей благословить брак дочери в четырнадцать лет: именно в таком возрасте Сорайя вышла замуж за принца Амануллу. С другой стороны, принц мог иначе и не дождаться, а муж-король — замечательный шанс улучшить положение женщин в стране.
Вопреки всем обычаям, Сорайя стала единственной женой Амануллы. Когда он взошёл на престол, ей было только двадцать лет, и оба супруга были полны сил, энергии и, главное, желания, чтобы повести страну по пути прогресса. Но сначала пришлось управиться с внешнеполитическими проблемами. Сорайя сопровождала мужа по мятежным, желающим отсоединиться провинциям, рискуя своей жизнью; во время войны за независимость посещала госпитали, чтобы ободрить раненых солдат.
В то же время муж начал активно вводить Сорайю в общественно-политическую жизнь. Впервые за историю Афганистана королева присутствовала на приёмах и военных парадах, но, главное, без неё больше не обходились заседания министров. Иногда Аманулла шутил, что он, конечно, король, но правильнее будет сказать — министр при своей королеве. Уважал и обожал супругу падишах безмерно.
В 1928 году он прилюдно снял со своей королевы хиджаб и предложил всем женщинам страны сделать то же.
Именно этот поступок дал возможность клерикальным кругам (и, как полагают многие, британцам, которым не нравилось общение королевской семьи с советским правительством) подбить афганские племена на мятеж. В результате Аманулла был вынужден отречься от престола и вместе с семьёй уехать из страны.
Путь пролегал через Индию. Везде, где Аманулла выходил с родными из поезда или автомобиля, королевскую семью встречали бурные овации и крики: «Сорайя! Сорайя!» Молодая королева успела стать легендой. Там, в Индии, Сорайя родила одну из дочерей и назвала в честь этой страны. Остаток жизни бывшие король и королева провели в Италии.
Захра Ханум Тадж эс-Салтане: с короной скорби
Принцесса Захра из династии Каджар — единственная иранская принцесса девятнадцатого века, после которой остались письменные воспоминания (под названием «Корона скорби: мемуары персидской принцессы»). Её отцом был тот самый Насреддин-шах, который безудержно фотографировал обитателей своего дворца, матерью — женщина по имени Туран эс-Салтане. Захру рано отняли от матери и передали нянькам. Маму она видела дважды в день; если отец был в Тегеране, она также один раз ненадолго посещала и его.
Для своего времени шах был прогрессивным человеком и старался видеться со своими детьми. Но, конечно, детям такого внимания было мало.
С семи до девяти лет Захра училась в королевской школе, но после помолвки это стало неприличным, и девочка продолжила обучение уже во дворце, с наставниками. Да, отец устроил её помолвку в девять лет, и всего через полгода подписал за неё брачный контракт. Жениху-мужу было одиннадцать, он был сыном военачальника, союз с которым был важен шаху. По счастью, родители не настаивали на том, чтобы дети начали брачную жизнь немедленно. И Захра, и её маленький муж жили почти так же, как и до брака.
Когда Захре было тринадцать, её отца убили, а муж забрал её в свой дом и консумировал брак. Замужеством принцесса была очень разочарована. Муж-подросток заводил себе бесконечных любовниц и любовников, а жене едва уделял время хотя бы просто для бесед за обеденным столом. принцесса не чувствовала ни его любви, ни своей, и решила, что ничем ему не обязана. Тем более, что она считалась красавицей и многие мужчины мечтали о её любви.
Известно, что знаменитый иранский поэт Ареф Казвини посвятил красоте Захры своё стихотворение.
От мужа Захра родила четверых детей — двух дочерей и двух сыновей. Один из мальчиков умер во младенчестве. Когда Захра была беременна пятый раз, она узнала, что у мужа — венерическое заболевание, которое может серьёзно повлиять на развитие плода. Она решилась на аборт — в то время очень опасная процедура, и чисто физически, и по возможным последствиям. После аборта ей было так дурно, что врачи решили, будто у неё истерия, и предписали ей почаще выходить из дома на прогулки. Именно на этих прогулках, как считается, она начала заводить романы. Одновременно Захра добивалась развода с нелюбимым мужем.
После развода она ещё дважды была замужем, но неудачно. Мужчины в Иране того времени мало отличались друг от друга: могли цветисто ухаживать, но, заполучив женщину, просто начинали ухаживать за другой. С учётом того, что Захра ещё и демонстративно отказывалась носить хиджаб, репутация у неё сложилась в иранском высшем обществе ужасная.
За глаза (а иногда и в глаза) её звали шлюхой.
Разочаровавшись в попытках раствориться в семейной жизни, Захра начала участвовать в общественной. Во время Конституционной революции в Иране она вошла, вместе с некоторыми другими принцессами, в Женскую Ассоциацию, среди целей которой было всеобщее женское образование и нормальный доступ к медицине. Увы, но в итоге она умерла в нищете и безвестности, и никто даже не может назвать точное место её смерти.
Фаррухру Парса: вскормившая своих убийц
Одна из первых женщин-врачей Ирана, первая и последняя женщина-министр в стране, Парса была расстреляна после Исламской революции. Иронично, но лидеры революции получили своё образование в университетах, открытых в Иране именно Парса, и учились за счёт её ведомства. Понимали они это или нет, но благодарности в их действиях не прослеживается ни на грош.
Мать Фаррухру, Фахре-Афаг, была редактором первого женского журнала в Иране и боролась за право женщин на образование. За активность была наказана: сослана вместе с мужем, Фаррухдином Парсой, в город Кум под домашний арест. Там, в ссылке, и родилась будущая министр. Её назвали в честь отца.
После смены премьер-министра семье Парса разрешили вернуться в Тегеран, и Фаррухру смогла получить нормальное образование. Она выучилась на врача, но работала учительницей биологии в школе имени Жанны д’Арк (для девочек, конечно). Фаррухру активно продолжала дело матери и стала известной в Иране персоной. В неполные сорок лет её избрали в парламент.
Её муж, Ахмад Ширин Сохан, был настолько же удивлён, насколько и горд.
Будучи членом парламента, она добилась права голоса для женщин, а вскоре, став министром образования, получила возможность застраивать страну школами и университетами, дав возможность учиться девочкам и мальчикам из бедных семей. Духовные школы министерство Парса тоже субсидировало.
Благодаря активности Парса и других феминисток, в стране действовал закон «О защите семьи», регулировавший процедуру развода и поднявший брачный возраст до восемнадати лет. Вслед за Фаррухру многие женщины решились на карьеру чиновника. После революции брачный возраст упал обратно до тринадцати лет, а возраст уголовной ответственности для девочек — до девяти (для мальчиком он наступает в четырнадцать).
Перед казнью низложенная министр написала детям письмо со словами: «"Я — врач, поэтому смерти я не боюсь. Смерть — всего лишь мгновение и не более того. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не преклоню колена перед теми, кто ожидает, что я почувствую раскаяние в полувеке моей борьбы за равенство мужчин и женщин»