«Взорвем тоннели, завалим дороги и присоединимся к Венгрии»: почему трясет Закарпатье
По сравнению с Донбассом, да и другими регионами Украины Закарпатье редко удостаивают вниманием СМИ. Они вспоминают о регионе только в контексте очередной партии перехваченной контрабанды или очередного демарша Венгрии, которая периодически напоминает, что большинство этнических венгров живет именно на Закарпатье.
Однако 7 февраля именно этот украинский регион содрогнулся от автоматной очереди и взрывов в Мукачево. Единственный нападавший, которого зафиксировала камера видеонаблюдения, продемонстрировал поразительное неумение выбирать позицию и вести прицельную стрельбу. В результате череды выстрелов из автомата и пистолета были ранены бизнесмен Артур Пашкуляк и его охранник.
По меркам нынешней Украины ничего особенного не произошло, поскольку в стране в последние годы стреляют чуть ли не каждый день. Причем «в тылу» стреляют гораздо чаще, чем в Донбассе. Однако много вопросов вызывает странная реакция местных властей, о которой свидетельствует хронометраж событий.
Нападение произошло в 10 часов утра, в 14:30 мэр города Андрей Балога уже собирает внеочередное заседание горсовета. При этом заранее становится известно об обращении градоначальника к президенту Украины о криминогенной ситуации в городе. Еще не было принято решение Горсовета Мукачево, а уже состоялось совещание у главы МВД Арсена Авакова, после чего он сообщил о проведении спецоперации. В 15:20 появляется решение горсовета о введении в город подразделений полиции и Нацгвардии.
Позже глава МВД принимает решение перебросить не только следователей в Мукачево, но и спецподразделения полиции на Закарпатье и усилить блокпостами дороги в область. Согласитесь, небывалая активность не только городских властей, но и высшего руководства полиции страны в ответ на ранение кого-то провинциального бизнесмена. Невольно закрадывается мысль, что они что-то знали.
Война кланов
Уже вечером 8 февраля полиция задержала семерых подозреваемых в организации стрельбы, среди которых был известный криминальный авторитет Белый, в миру Евгений Дребитко. Около 22:00 автомобили с львовскими номерами заезжали в Закарпатскую область через пост ДПС в Нижних Воротах, который находится на другом краю Закарпатья. Задержание проводили бойцы управления спецопераций МВД, а не сотрудники ДПС.
«В автомобиле куча оружия. По моей информации, это люди некоего львовского криминального авторитета Поликарпа», - сообщил в своем Telegram-канале журналист Виталий Глагола.
Впрочем, оружие видно и на предоставленном полицией видео. Упомянутых фамилий достаточно, чтобы оценить реальные масштабы произошедших событий и, казалось бы, неадекватную реакцию на них обычно инертных горсоветов и полиции.
Потерпевший Артур Пашкуляк связан с экс-депутатом Михаилом Ланьо, о чем все знают, но сведениями предпочитают делиться исключительно анонимно. Как рассказал «Стране» один из сотрудников спецслужб Закарпатья, в перестрелке были задействованы люди мэра Балоги и нардепа Ланьо:
«Пашкуляк – кум Олега Фирцака по кличке Тайсон, числившийся помощником Ланьо. Он воюет с Евгением Дребитко (Белым), которого называют «смотрящим» от криминалитета за Мукачево. Дребитко – зять Василия Швардака, бывшего депутата мукачевского горсовета, который также является креатурой Балоги. Он, кстати, давал деньги на бизнес кондитера Игоря Бондаренко, которого Зеленский перед Новым годом снял с должности губернатора».
Зная реалии современной Украины и правящего режима, не стоит питать иллюзий по поводу произошедшего - оперативность отнюдь не стала следствием запоздавшей борьбы за правопорядок. Следящие за происходящим на Украине должны помнить, что Виктор Иванович Балога является в стране широко известной фигурой. Глава МЧС и глава секретариата президента, глава Закарпатской обладминистрации и глава Мукачево - в разные годы этот миллиардер оказывал огромное влияние на политику страны. И, являясь ко всему прочему еще и главой огромного преступного клана, Балога руководил областью вне зависимости от занимаемых постов.
Мэр Мукачево Андрей Балога, который столь оперативно собрал сессию горсовета и потребовал ввести в город Нацгвардию, является сыном Виктора Балоги, клан которого далеко не первый год воюет с уже упомянутым экс-депутатом Михаилом Ланьо. И схватки между ними давно приобрели размах военных операций.
Бойня в Мукачево летом 2015 года
Напомним, летом 2015 года в Закарпатье происходили бои боевиков из «Правого сектора»* с местными ОПГ. Практически сразу в дело вступила местная полиция, которую «правосеки» разогнали с помощью автоматов и гранатометов, а потом, захватив в заложники 6-летнего парнишку, отошли в леса, где их не слишком активно отлавливал спецназ. Саму тему тихо замяли. Тогда Виктор Балога заявлял:
«Я уже говорил: о «встрече» «Правого сектора» с людьми Ланьо мне было известно заранее. И я делал все, чтобы она не состоялась. Но об этом знал не только я. Обе стороны подталкивали к конфликту по плану, заготовленному на Банковой. А он заключался в следующем: ПС приезжает к Ланьо, убивает его и бандитов, а после этого полиция их всех уничтожает».
Роль Балоги в этой системе тогда не скрывал никто, даже он сам. Мало того, закарпатский толстосум довольно откровенно рассказывал о том, что был доверенным лицом «Правого сектора», бойцы которого подчинялись Дмитрию Ярошу, а в событиях было заинтересовано множество и ныне занимающих высшие посты людей. Безусловно, сам Балога представлял информацию в выгодном именно ему свете и интерпретировал действия участников в своих интересах. Но в том-то и беда, что речь идет о криминальных разборках, в которых у всех упомянутых людей есть интересы. И они не имеют ничего общего ни с законностью, ни с исполнением упомянутыми лицами своих должностных обязанностей.
Перед нами разворачивается неприглядная картина реальной жизни и вскрываются источники доходов высших чиновников Украины. Отметим, в 2015 году на сторону расстреливавших полицию боевиков встали не только бандеровцы, но и ряд депутатов, нацбатальоны «Донбасс» и «Азов». Само собой, никто не был наказан и никого не осудили.
Вражда Закарпатья и Львовской области
Произошедшее на Закарпатье показывает, что Западная Украина является оплотом режима, поставщиком наиболее верного «пушечного мяса» для войны и армии чиновников, у которых интеллект полностью заменен пещерной русофобией. Однако не стоит забывать, что западные регионы Украины никогда не были едины. Мало того что волыняне не любят (мягко говоря) галицаев, так еще и Закарпатье стоит особняком, отгородившись от соседних регионов всеми возможными границами - горами, национальными и историческими особенностями, языком, культурой, экономикой наконец.
По роду службы мне часто приходилось бывать на Закарпатье и вести доверительные беседы с местными жителями. Большинство из тех, с кем доводилось общаться, ненавидят соседей из Львовской области и галицаев в целом. На вопрос, что будет в случае конфликта или обострения отношений, они всегда отвечали одинаково:
«Взорвем тоннели и завалим дороги на перевалах, после чего присоединимся к Венгрии».
Примечательно, что об этом говорят не этнические венгры, которых особенно много в Мукачево и Берегово, а те, кого принято считать украинцами. По сути, русины. Местные жители, которым Киев отказывает в праве считаться теми, кем они являются на самом деле и кем их признают в соседних странах ЕС, включая Венгрию.
Здесь важно понимать, что со времен СССР местное население пользовалось всеми преимуществами границы и облегченной системы пропуска. С начала 90-х в области ходили не доллары, а венгерские форинты. Граница была открыта все годы независимости - лично я неоднократно ее переходил просто через хозяйский огород, по ту сторону жил то брат, то сват, то еще какая-то родня.
Да, вхождение Венгрии в Евросоюз, а затем смена элит после вооруженного переворота в самой Украине во многом ограничила эту открытость. И да, привела к усиленной борьбе с неорганизованной и не подконтрольной контрабандой деятелей, таких как Балога и Ланьо. Контрабанду в области курируют из Киева. Сигаретами, лесом-кругляком, наркотиками и оружием здесь торгуют не ящиками, а фурами и эшелонами. И лишь когда кланы начинают разборки между собой, живущие за пределами Закарпатья узнают о происходящем исключительно благодаря автоматным очередям.
Увольнение Зеленским в конце декабря губернаторов Львовской и Закарпатской областей стало своеобразным катализатором, поскольку смена формальных глав и «смотрящих» президента на местах привела к новой расстановке сил между кланами, занимающимися контрабандой. Так построена эта система власти и никакие «майданы» не изменили фамилий реальных лиц, устанавливающих правила игры и получающих основные дивиденды от контрабанды и разграбления остатков Украины.
Михаил Онуфриенко специально для Новостного агентства «Харьков».
*«Правый сектор» - экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории России и ЛДНР.
Источник