Почему во всем мире коронавирус поражает легкие, а в Украине – мозг?
Украинской власти при любом форс-мажоре нужно помнить одну простую вещь: она управляет достаточно специфической страной. По цивилизованным меркам, конечно. Страной, где некоторые упоротые продавцы или даже врачи не начнут торговлю/прием больных, пока первым клиентом не будет мужчина. Где верят, что женщина с месячными не может крестить ребенка, потому что сглазы осыпят. Где отдельные энтузиасты все еще лечат гомосексуализм. Где 99,99% дарят нечетное количество цветов в букетах, ибо иначе бог феншуя разгневается. Где каждый второй не прочитал в течение 2019-го ни одной книги (и вряд ли в 2018, 17, 16… и далее по нисходящей дела были лучше).
Это страна является гремучей смесью язычества и совка. Совка, правда, меньше, потому что КГБ нет, за грудку массово не возьмут, и народ-богоносец смело и решительно выходит на протесты против прибытия украинцев из Уханя. В 1986-м в сторону эвакуированных из Чернобыля также недовольно морщились, но партия сказала "Надо!", и население привычно взяло под козырек. В глубоко патриархальном обществе от авторитаризма бывает своя польза, хотя это не повод консервировать первое или второе.
Итак, Украина протестует против возвращения своих же граждан. Откровенно говоря, не понимаю желания последних покинуть Китай – в случае заражения шансы выжить были бы выше именно там. Но ок, считаем, что верх взял патриотизм. Вот только не у всех. Во львовских Винниках сами медики блокируют подъезды к своей больнице. В Полтаве уличные протесты перешли в стадию активного мордобоя. Тернопольский облсовет назвал возвращение "уханцев" геноцидом украинского народа. Дальше всех пошел нардеп "Европейской солидарности" Синютка, который высказал предположение, что "заразу" намеренно везут в Западную Украину, потому что это, мол, месть жителям запада за поддержку Порошенко.
Несомненно, Си Цзиньпин, Путин и Зеленский разработали коварный план по точечному истреблению нескольких западноукраинских областей. Но что-то пошло не так, и Covid-19 вместо дыхательной системы начал поражать лобные доли мозга. Причем – массово.
Виновата ли в этом власть? И да, и нет. Будь Зеленский даже Абрахамом Линкольном (тем самым, чьи выступления депутат Качура видел по телевизору), он ничего бы не мог поделать с массой недалеких людей. Нежелание учиться и усваивать новую информацию тяжело перебить любой мотивацией. Разве что жесткой дрессурой – в стиле СССР или того же Китая.
Но ему (Зеленскому) следовало принять во внимание все последствия своего молчания на тему коронавируса. Истерию и панику надо было гасить в зародыше разъясняя, что: 1) домой везут ЗДОРОВЫХ людей; 2) смертность от Covid-19 составляет лишь 2% (правда, там, где его научились лечить); 3) и в любом случае это значительно ниже, чем смертность от коронавируса MERS, от которого в 2012-м умирал каждый третий из тех, кто заболел; 4) и гораздо ниже, чем смертность от гриппа во всех его разновидностях. Но когда речь идет о гриппе, никто не бросается под танки. Почему?
Потому что сила толпы – это страшная сила. Особенно когда толпа поражена не только невежеством и страхом, но и тотальным недоверием ко всем и вся. К президенту, к губернатору, к соседу, к участковому врачу. Кстати, эскулапы из Винников не просто так защищают свою больницу – они-то хорошо знают, что ни черта не знают о Covid-19. Для получения знаний нужно учиться, изучать английский, мониторить последние данные, а не просиживать задницы на месте, выбивая из пациентов "благотворительные пожертвования".
У Зеленского тоже не в курсе того, что делать с китайской пневмонией. В его команде депутатам слышится голос покойного американского президента с 5-долларовой купюры. Поэтому о компетентности власти в этом (да и в других) вопросе и говорить нечего. Но во всей этой истории есть еще одна вещь, которая неприятно поражает. Откуда вдруг такая высокая самоорганизованность граждан, которые стали "в кровавый танец" с уханьськими пришельцами? Почему эти граждане не протестуют против тарифов, мизерных пенсий, "нищеты" и других понятных всем вещей?
Что же с этим всем делать? Есть два варианта: реальный и нереальный. Нереальный – срочно прокачать свою ментальность, вспомнив, что патриотизм – это не вышиванки и не окрашенные городские заборы или пасхальные яйца, а прежде всего эмпатия к компатриотам (с французского – соотечественникам). А реальный – это напугать особо активных опытом Демократической республики Конго. (Потому что если в математике "минус на минус дает плюс", то в психологии страх на страх должен давать освобождение от страха).
Поэтому о Конго. Там местные неравнодушные взялись было громить лазареты с заразившимися вирусом Эболы. Таким им виделся путь защиты от лихорадки. Да, кого-то они убили, но части больных удалось убежать. Ну и передать местному населению привет от Эболы. Стало значительно хуже, чем было. Об этом следует помнить тем, кто сейчас не пускает "уханцев" в Украину. Не факт, что они заражены. Так это или нет – все узнают через две недели. Но даже если заражены, это не повод выбрасывать их за порог и брезговать ими, как в Средневековье прокаженными. Ибо это такие же люди, как и мы с вами. Наши люди. И просто люди.
"Брат за брата", разве нет?..
Наталья Лебедь
Редакция может не соглашаться с мнением автора.