Главная > Статьи

ГОЛЛИВУД ПО-МАРИУПОЛЬСКИ

Город Мариуполь – город высокой культуры. Он знаменит своими живописцами, поэтами, композиторами, архитекторами.

Однако Мариуполь тесно связан и с киноискусством. К большому кино город у моря причастился ещё в послевоенном 1949 году, когда в мартеновском цехе завода «Азовсталь» снимались эпизоды для киноэппопеи «Падение Берлина».  К сожалению, этот фильм давно уже не демонстрируется на экранах.

В 1959 году в Мариуполе сняли историко-революционный фильм «Приключения Артёма». Живописное побережье привлекло киношников и при создании музыкальной комедии «Годы молодые».

Этапной в советском кино стала дилогия «Огонь» и «Белый  круг». Первая часть была посвящена стахановцам Мариуполя, а вторая – героическим подпольщикам в годы оккупации города немецкими нацистами.

Постепенно Мариуполь становился как бы филиалом крупнейших советских киностудий. Здесь снимались посвящённые металлургам фильмы: «Самый жаркий месяц», «Крупный разговор» и «По собственному желанию».

Либеральная публика,  прежде державшая фигу в кармане, а в период перестройки окончательно распоясавшаяся с презрением говорила о «производственных» фильмах. Однако эти фильмы гораздо более содержательны, глубоки и человечны чем нынешние нудные мелодрамы и несмешные кинокомедии.

Стал Мариуполь в 1979 году и площадкой для фильма «Пираты ХХ века» - первого советского блокбастера. И надо сказать, весьма успешного.

А вот отснятая в Мариуполе нашумевшая «Маленькая Вера» вызывала смешанные чувства. С одной стороны вроде бы реализм, а с другой смакование тёмных сторон жизни, постельных сцен и так далее.  Этот фильм стал предвестником дальнейшей деградации отечественного кинематографа.

Чертами такой деградации были пронизаны более поздние кинокартины «Серые волки», «Однажды в Ростове» со всей перестроечной ненавистью пропагандировавшие антисоветизм в самой кондовой форме.

И как вишенка на торт – «шедевр» укропфильма – «Атлантида». Бездарная и тенденциозная ненаучная фантастка на тему возвращения Донбасса в Украину. Некая идеологическая платформа, на которой будет базироваться, возможное, наспутление Украины на Донбасс.

И это пока всё. Но почему-то верится что в освобождённом Мариуполе будут ещё сняты замечательные фильмы о героях антифашистского сопротивления в ХХ1 веке, о настоящих освободителях от бандеровщины и о людях труда рабочего и творческого Мариуполя.

Константин Иловайский