Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
Кем стали дети Никитиных, чью систему воспитания кто-то считал гениальной, а кто-то садистской
В 60–70-х годах ХХ века обычная семья Бориса и Лены Никитиных, в которой было необычно много детей, стала известна на весь СССР. Детей родилось семеро, и воспитывали их по казавшейся странной системе раннего развития. О своем опыте супруги написали множество книг, о них снимали фильмы, а изобретенные ими настольные логические игры имели немалый спрос. Но все же принципы, по которым супруги растили своих детей, постоянно подвергались осуждению.
Мы в AdMe.ru узнали, как жила знаменитая семья, которая намного опередила свое время.
Как все начиналось
Инженер-авиатор Борис Никитин увлекался педагогикой и был не согласен с принятыми в СССР методами воспитания молодежи. В 50-х годах он даже пытался создать собственную школу, но власти идею не поддержали и учебное заведение открывать запретили. Со своей будущей женой Леной, учителем русского языка и литературы, он познакомился на одном из городских педагогических совещаний. Борис был старше ее на 14 лет, но схожие взгляды на жизнь и интересы – педагогика, творчество, школьные преобразования – очень быстро сблизили их.
Сложилось так, что именно в собственной семье им удалось создать «школу будущего», которую не получилось открыть в советских реалиях. В 1959 году у них родился сын Алексей, в 1960-м – Антон, затем Ольга, Анна, Юлия, в 1969-м – Иван и в 1971-м самая младшая – Любовь.
Как "экспериментировали" на детях
Никитины были уверены: физически и умственно ребенок будет развиваться сам – достаточно создать вокруг него развивающее пространство. Задача же родителей не заставлять, а направлять. А еще радоваться успехам и поддерживать его, но и не слишком опекать, чтобы ни в коем случае не подавлять самостоятельность.
Начать формировать способности нужно как можно раньше. Если же ребенку не давать этой возможности, то его таланты со временем быстро угаснут, а жизнь будет скучной.
Главными своими находками Никитины считали следующие принципы:
- Здоровье и физическое развитие: избегание стерильности, закаливание и гимнастика с младенчества, легкая одежда, простое питание без перекармливания, домашний спорткомплекс. Супруги сделали спортивные снаряды частью домашней обстановки, и удовольствие от движения и физических нагрузок входило в жизнь детей легко.
- Эмоциональное развитие: грудное вскармливание с первых минут жизни и прикладывание к груди по требованию, частый телесный контакт с мамой и папой, совместный сон, возможность познавать мир без лишних запретов, множество общих с родителями занятий, нацеленность на помощь другому.
- Интеллектуальное развитие: богатая «развивающая среда», счет, буквы, чтение, географические карты, головоломки и, наконец, специальные игры, которые разработали родители. Игры были направлены на развитие аналитических и творческих способностей с учетом склонностей и интересов ребенка. Причем детей ни в коем случае не заставляли ими заниматься.
- Творческое развитие: в семье была создана атмосфера, где приветствовалось и поддерживалось творчество во всех его видах, нестандартные решения и открытия.
Почему их начали осуждать и даже травить
Сегодня эти принципы кажутся естественными, но в то время родственники и общественность были возмущены. Многие считали, что Никитины подвергают детей опасности, лишают их детства и всячески издеваются. Главные споры вызывали закаливание, раннее чтение и самостоятельность детей. Супруги были вынуждены отстаивать свое право воспитывать детей так, как считают нужным.
А все потому, что Никитины не скрывали: с младенцами они занимаются гимнастикой, вместе с детьми бегают по снегу и обливаются холодной водой, разрешают помогать во всех делах взрослых. Например, мальчики уже в 3 года могли сделать себе игрушки, используя молоток и пилу. И конечно, занимаются с ними по своим методикам.
Самих супругов результаты их деятельности вдохновляли и убеждали в правоте. Дети болели намного реже других, росли самостоятельными и любознательными, уже в 3 года умели читать, а в 4 решали несложные уравнения. Их рано отдавали в школу, они легко учились, перескакивали через классы.
В 1965 году о семье был снят 1-й фильм — «Правы ли мы?», в котором Никитины рассказывали о своем опыте и возможностях.
Со временем они признали, что кое в чем ошибались
Когда Никитиных спрашивали, хотят ли они вырастить вундеркиндов, Лена и Борис всегда отрицали это. Они говорили, что это не «раннее развитие», а просто своевременное, и оно помогает вырастить любых детей умными, самостоятельными и творческими, найти себя в профессии и жизни. Однако, когда дети выросли, Лена и Борис признали, что им не удалось обойтись без серьезных ошибок.
Во-первых, Никитины жили буквально как в шоу «За стеклом». Семья постоянно находилась под наблюдением сторонников и противников. Выросшие дети рассказывали, что они не могли ощущать себя полностью защищенными от разговоров и сплетен. Телевизионщики, журналисты, педагоги, врачи, соседи и одноклассники позволяли себе постоянно обсуждать и осуждать жизнь семьи.
С другой стороны, жизнь детей была большей частью сосредоточена в доме. Они не ходили в детский сад, а в школе были младше всех и общий язык со сверстниками найти было нелегко. При этом дом был открыт для гостей, друзей и единомышленников Никитиных.
Интерес общества к необычной семье в какой-то момент фактически отнял Бориса и Лену у их собственных детей. Они ездили по стране с лекциями, писали книги, выступали на телевидении. В какой-то период дети чувствовали себя эмоционально обделенными. Но в семье всегда сохранялась атмосфера любви, родители ко всем людям относились по-доброму и без предубеждений, и сложности удалось преодолеть.
То, что в детстве все знания и навыки приобретались легко, некоторым из детей подарило иллюзию, что и в дальнейшем все будет даваться играючи, они не привыкли к строгой дисциплине. Однако получать знания, которые уже не могли дать в семье, было труднее. Например, дочь Юлия отмечала, что привычку учиться «через не хочу» пришлось нарабатывать уже в старшем возрасте, а старший сын Алексей рассказывал, что стремление добиваться цели дали занятия борьбой. При этом сейчас дети Никитиных утверждают, что именно детская привычка искать нестандартные решения помогла им уже в зрелом возрасте нарабатывать профессиональные навыки.
Все семеро детей выросли творческими и интеллигентными людьми, которые нашли себя в жизни. Они дружат между собой и с большим теплом и признательностью вспоминают родителей. Часть родительского опыта они применяют и сегодня. С их участием переизданы книги, выпускаются развивающие игры. Но они не стремятся открыть для журналистов и любопытных собственные семьи. И ни один внук Никитиных не пошел в школу раньше положенного срока.
Кем выросли дети Никитиных, которые подарили родителям 27 внуков
- Старший сын Никитиных, Алексей, живет в Лондоне. По специальности он учитель физики, трудится инженером-консультантом по разработке электроники. Женат и вырастил двоих детей.
- Вторым у Никитиных родился Антон. Окончил химический факультет МГУ. Занимал руководящую должность в производственной сфере. У Антона двое детей и четверо внуков.
- Ольга окончила юрфак МГУ им. М. В. Ломоносова, занимала руководящие должности в крупных компаниях, вырастила двух дочерей. Сейчас занимается тремя внуками.
- Анна Никитина стала многодетной мамой: у нее четверо детей и уже четверо внуков. Окончила медицинское училище, ее призвание — доула.
- Юлия — журналист. Окончила Московский государственный институт культуры. У нее две дочери.
- Иван получил высшее образование в сфере радио- и телевещания. Они с женой воспитали пятерых детей.
- Любовь окончила библиотечный техникум. Работала всего 3 года, а затем стала домохозяйкой. И она потрясающая многодетная мама: у Любови десять детей и уже двое внуков.
Четыре семьи живут в Подмосковье, в нескольких коттеджах недалеко от старого родительского дома. Дети, внуки и правнуки часто собираются вместе на семейных праздниках и регулярно организуемых открытых фестивалях семьи Никитиных.
У семьи есть сайт, где собрана вся информация об их жизни, системе, книги и фильмы родителей. Семейный бренд «Ступеньки творчества» — это интеллектуальные игры, которые помогают взрослым понять, что будет интересно именно их ребенку.
Вы знали об этой семье? Что думаете об этой методике? А может быть, у вас был опыт воспитания детей по системе Никитиных?