Главная > Статьи

Вторжение в Донбасс. Генерал армии Нидерландов рассказал, как устрашал ДНР

9 марта 2020 года в Гааге должен начаться судебный процесс по делу о крушении рейса MH 17 над Донбассом. В канун суда в Нидерландах наступило время удивительных историй. 

Дело MH 17

Авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines 17 июля 2014 года выполнял плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Его маршрут пролегал над Юго-Востоком Украины, где в этот момент шли ожесточенные бои между киевскими формированиями и ополченцами ДНР и ЛНР. Власти Киева по необъяснимым причинам не стали закрывать воздушное пространство над зоной боевых действий.

Обломки лайнера рухнули в районе населённых пунктов Грабово, Рассыпное, Петропавловка. Погибли все 298 человек на борту: 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Полномочия по проведению расследования были возложены на Совет по безопасности Нидерландов (DSB) и Объединённую следственную группу (JIT) под руководством Нидерландов, которые пришли к выводу, что авиалайнер был сбит ракетой класса «земля-воздух» из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, контролируемой повстанцами. Согласно выводам JIT, данный «Бук» принадлежал 53-й бригаде ПВО российских Вооружённых сил и был привезён на Украину из России в день катастрофы, а после запуска ракеты, уничтожившей малайзийский авиалайнер, был возвращён обратно на российскую территорию.

В июне 2019 года Объединенная следственная группа (JIT) назвала подозреваемыми украинца Леонида Харченко и троих россиян: бывшего главу Минобороны ДНР Игоря Гиркина (Стрелкова), Олега Пулатова и Сергея Дубинского. Собственно, этих четверых лиц и намерены судить в Гааге заочно.

Обвинение без доказательств

Откровенно говоря, ожидать объективного разбирательства от суда не приходится, потому что само следствие было превращено в фарс. Следователи считали неопровержимыми доказательствами некие записи в соцсетях, но при этом отвергали данные объективного контроля, предоставленные российской стороной. С порога отметалось все, что не вписывалось в версию о причастности к гибели «Боинга» повстанцев и России.

Все это делалось настолько топорно, что премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад на одной из своих пресс-конференций заявил: «Они обвиняют Россию, но где доказательства? Мы знаем, что ракета, которая сбила самолет, была российского типа, но она также могла быть сделана на Украине… Мы не знаем, почему нас отстранили от исследования, но с самого начала мы видим слишком много политики в этом, идея состояла не в том, чтобы выяснить, как это произошло, а, похоже, концентрировалась на том, чтобы попытаться возложить вину на русских».

Среди многих странностей в этой истории есть и такой момент: украинские войска после гибели «Боинга» отказывались прекратить огонь в районе его падения, чтобы дать возможность провести операцию по сбору обломков и тел погибших. В итоге данная операция проводилась под охраной ополченцев ДНР и с участием сотрудников МЧС республики.

Бортовые самописцы «Боинга» были обнаружены представителями ДНР, которые заявляли о своем намерении отправить их на экспертизу в Россию, в Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Однако глава МИД России Сергей Лавров сказал: «Мы не собираемся забирать „чёрные ящики“. Мы не собираемся нарушать нормы для таких случаев в международном сообществе… Это дело тех государств, которые имеют наиболее прямое отношение к той трагедии, чьи граждане были на борту… Это нужно сделать, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в неискренности и готовности провести полноценное расследование».

В итоге «черные ящики» передали Нидерландам.

Возникает логичный вопрос: если ополченцы и Россия причастны к крушению, зачем им понадобилось своими руками собирать против себя улики и передавать их обвинению? Например, Иран, признавший вину в недавнем уничтожении украинского самолета, не горел желанием отдавать самописцы международным экспертам.

«В планах было отправить 1 тысячу нидерландских военных»

Очевидно, чтобы в головах у обывателей Нидерландов не возникало сомнений, военные страны решили сообщить: обломки, тела погибших и «черные ящики» передали только потому, что армия Нидерландов была готова осуществить… силовую операцию в Донбассе.

Издание Telegraaf опубликовало материал под заголовком «У меня были суперсолдаты», в котором подробностями плана с журналистами поделился генерал-лейтенант Мартин Вийнен, с 2017 года занимающий пост заместителя начальника обороны Нидерландов.

«В планах было отправить 1 тысячу нидерландских военных, которые бы заехали на эту территорию с легким оружием и тем, что вмещается в их рюкзаки», — заявил репортерам генерал.

По его утверждению, с 20 июля 2014 года бойцы 11-й аэромобильной бригады армии Нидерландов вели подготовку к проведению операции. Для того чтобы ее осуществить, по словам Вийнена, солдат и офицеров отозвали из отпусков. Генерал утверждает, что военные сами прерывали отдых и летели из Таиланда и других курортов, чтобы принять участие в операции. Также отозвали группу солдат, находившихся на учениях в Португалии. «Я верил в план. Все были хорошо обучены. У меня были суперсолдаты», — заявил Вийнен.

Согласно заявлениям генерала, 1000 голландских военных должны были оцепить район катастрофы и при необходимости держать оборону в течение нескольких дней.

Мартин Вийнен уверяет, что военная операция должна была начаться 23 июля 2014 года, однако она была отменена, поскольку ополченцы ДНР отправили в Харьков состав, в котором находились останки погибших. После этого власти Нидерландов решили ограничиться отправкой на место крушения 40 невооруженных полицейских.

У прочитавших откровения генерала Вийнена может сложиться впечатление, что ополченцы Донбасса не хотели передавать Нидерландам ни тела погибших, ни «черные ящики» и вынуждены были это сделать, лишь убоявшись грозного голландского десанта.

В действительности же представители ОБСЕ работали на месте катастрофы еще 19 июля, правда, их деятельности мешала украинская сторона, периодически обстреливавшая район.

Те еще вояки

21 июля премьер-министр ДНР Александр Бородай сообщил: «Тела с максимально возможной корректностью собраны с места крушения и погружены в пять вагонов-рефрижераторов. Эти вагоны находятся на вокзале в Торезе… Мы можем их отправить куда-либо только в сопровождении международных экспертов». Тем же вечером поезд отправился в Харьков, а 23 июля первые 40 тел были перевезены двумя военно-транспортными самолётами в Эйндховен. Официальные представители Нидерландов были проинформированы обо всех этих действиях. Непонятно, какой смысл в этих условиях был в подготовке военной операции, которая могла бы только до предела осложнить ситуацию.

Да и, откровенно говоря, очень сложно себе представить голландских военных, осуществляющих самостоятельную операцию без поддержки НАТО. В составе контингента НАТО они воевали в Ираке и Афганистане, под флагом ООН принимали участие в различных миротворческих операциях. При этом голландские солдаты и офицеры страшно оскандалились во время конфликта на Балканах: их обвинили в том, что в 1995 году при их попустительстве произошла так называемая резня в Сребренице. В 2011 год суд Нидерландов официально признал вину своих миротворцев в гибели людей: согласно его выводам, голландские солдаты попросту выгнали с базы беженцев, пытавшихся найти у них укрытие и защиту.

«Операцию никто не готовил, не волнуйтесь»

«Нож в спину» генерал-лейтенанту Мартину Вийнену вонзил экс-глава МИД Украины Павел Климкин. В интервью украинскому «Обозревателю» он в клочья разметал красивую историю о почти что состоявшемся подвиге голландских военных: «Операцию никто не готовил, не волнуйтесь. Если бы была подготовка, она бы не могла быть без нас и нашего содействия. На самом деле была идея. Если бы не получилось договориться о доступе, тогда, возможно, какие-то дальнейшие идеи пошли бы в практическое обсуждение. А так в практическое обсуждение ничего не пошло… Эта тема понятно почему вброшена. 9 марта начинается суд по малайзийскому "Боингу", эмоции бурлят, и потому это возникает… Никто это не обсуждал в практическом смысле. Поскольку, когда самолет был сбит, а это преступление против человечности, голландцы, как и мы все, были в сумасшедшем эмоциональном состоянии. Когда было на 100% непонятно, будет доступ или нет, голландцы для себя стали рассматривать возможность идеи о том, не смогут ли они обеспечить этот доступ каким-то другим путем. Но практически это никто не обсуждал, поскольку доступ был предоставлен».

Удивительный человек Климкин: от него не было пользы Украине, а сейчас он еще и «испортил обедню» целому нидерландскому генералу. Но есть ощущение, что новые удивительные истории, столь же правдоподобные, как и эта, в период так называемого процесса появятся еще не раз. Наличие в Нидерландах легализованных наркотиков этому способствует.

Источник