Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
Украинский мальчик опрокидывает бандеровскую версию советской истории
Песни советского времени неожиданно оказались крайне эффективным инструментом российской «мягкой силы» – по крайней мере, так считают украинские националисты. Обычный украинский мальчик, решивший исполнить советскую классику, подвергся ожесточенной травле. Что означает происходящее с точки зрения настроений общества в соседних с Россией странах?
Устраивать скандалы из-за песенных конкурсов (гуглите «отбор на Евровидение-2019 Украина»), похоже, становится милой украинской традицией. Но в этот раз все вышло даже масштабнее. Хотя «Евровидение» совсем и ни при чем.
Речь пойдет о другом конкурсе, куда менее известном – Stars of the Albion. Как нетрудно догадаться по названию, проводится он в Великобритании. Это конкурс для молодых исполнителей: украинцу Максиму Ткачуку всего 12 лет. Максим живет в небольшом поселке Волынской области, воспитывает его бабушка. Победа даже на таком не слишком известном конкурсе для парня с не самой, скажем прямо, простой судьбой – важное событие. Но на малой родине его уже готовятся встретить с дрекольем.
Репертуар у парня не тот. На конкурсе Максим победил, исполнив «Смуглянку» и «Синюю вечность» Муслима Магомаева. Причем «Смуглянку» – еще и в стилизованной советской военной форме. «Сучий предатель» – не самая резкая реакция его соотечественников, есть и похуже. Тем более, что возбудились не просто какие-то безвестные националисты, а представители партии «Свобода» – травят ребенка в Facebook и в партийной прессе.
Любопытно, что за пару недель до этого другой украинский парень, Михаил, тоже исполнял в Лондоне песни на русском языке. Националисты тоже были не в восторге. Зафукали, попеняли родителям. Но в целом довольно быстро забыли. И уж точно никто не предлагал из-за музыкальных вкусов Михаила разобраться с ним и с семьей. Возможно, потому, что фамилия Михаила – Порошенко?
Не для всех
Отчасти да. Мы уже писали о том, что украинская молодежь незримо разделена в соответствии с имущественным цензом родителей. Те, что побогаче, имеют возможность отдавать детей в европейские школы и вузы. Обучаясь там, дети и не ведают прелестей средней школы на Украине. Они избавлены и от вышиванкового террора, и от курса лекций о российской агрессии (который вот-вот грозятся разработать для школьников Институт национальной памяти и минобразования). Не говоря уж о том, что и школьные предметы эти школьники изучают совсем не на украинском языке – в отличие от менее обеспеченных сверстников.
Но родители и разное имущественное положение – не единственные причины. Более того, они даже не главные.
Травля как способ выживания
Начинать нужно с атмосферы в украинском обществе. А она очень нездоровая: тоталитарная нетерпимость к иному мнению и террор всем, кто осмеливается его иметь и не скрывать. В особенности это касается случаев, когда украинец – не просто гражданин Украины, а еще и ее представитель. На конкурсе, спортивном состязании – где угодно. Тут за колебания в проведении линии партии «прилетает» сразу и без всяких скидок на пол, возраст и заслуги. Яркий пример – боксер Александр Усик, который как раз не стремится разделять это тоталитарное людоедство патриотов. И не боится об этом нежелании лишний раз напомнить. В итоге едва ли не на каждой пресс-конференции Александр выслушивает наставления на тему того, чей же на самом деле Крым и что ходить нужно не в УПЦ, а в порошенковскую ПЦУ.
Это, кстати, объясняет, почему от известных украинцев так редко можно услышать адекватную оценку украинских реалий. Последний такого рода скандал – интервью Юрия Бардаша (хореограф, певец, продюсер ряда музыкальных коллективов, в том числе «Грибы», «Quest Pistols») Юрию Дудю. «Как ты думаешь, что с тобой будет после этих слов?» – спросил Юрий Дудь после того, как Бардаш достаточно резко обозначил свое отношение к конфликту в Донбассе. На что получил ответ, который не ожидаешь услышать от представителя богемы: «Если в этой жизни ты не имеешь права высказаться, зачем вообще жить?».
Но одно дело selfmade-man, родом из сурового рабочего Алчевска (эдакий украинский Челябинск). И совсем другое – 12-летний пацан из Волынской области. Как и любого подростка, его явно напрягает такая открытая критика и агрессия.
Не в языке дело
Идем дальше. Песни на русском языке и сценический костюм, стилизованный под военную форму – это лишь верхушка айсберга. На самом деле большинство обвинителей даже не в состоянии сформулировать свои претензии. Мы сделаем это за них. Итак, что же им так не понравилось?
В основном дело, конечно, в «Смуглянке». Благодаря таланту Леонида Быкова эта песня прочно ассоциируется с ним самим и фильмом «В бой идут одни старики». В нем Быков предстает не только летчиком и командиром, но и выходцем с Украины – коим он, уроженец Донецкой области, и являлся. «Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались!» – пеняет он в шутку своим однополчанам.
Вот это уточнение («моей») – оно крайне важное с позиций дня сегодняшнего. Пользуясь современным интернет-сленгом, Быков – это «украинец здорового человека». А Украин существует как минимум две. Есть Украина Быкова – и много кто еще назовет эту Украину своей. На этой Украине помнят и ценят общую с Россией (и другими постсоветскими республиками) историю. Помнят о том, как когда-то мы были одним большим государством. Есть и другая Украина – она до боли напоминает рейхскомиссариат с таким же названием.
Позиция украинских националистов понятна. Им хочется, чтобы Украина была одна – милый их сердцу рейхскомиссариат. И каждый раз, когда появляется такой вот Максим и поет англичанам в Лондоне о совершенно другой Украине, – им это словно серпом по известному месту. Поэтому травят парня не за русский язык и не за костюм. А за то, что показал миру нормальную, небандеровскую Украину. Украину без дивизии СС «Галиция».
Кому-то хотелось, чтобы от представителя Украины на конкурсе звучала песня на украинском языке? Да вот беда: конкурс тематический. Посвящен 75-летнему юбилею окончания Второй мировой войны в Европе. А на современной Украине об этом песен как-то негусто. Все больше про УПА*. Так что нечего на зеркало пенять.
Песенная пропаганда
Тут очень к месту вспомнить еще одну историю. В мае прошлого года в Польше случился аналогичный скандал. Напомним, тогда директор музея Второй мировой войны Кароль Навроцкий пригласил на «Ночь музеев» музыкальный коллектив Kapiel Podworkowa. «...Сначала я сомневался, потому что с политической точки зрения мне с ним не по пути. Но все-таки я решил, что искусство может нас – поляков – каким-то образом объединять, а не разделять, что, слушая сентиментальные мелодии военных лет, мы задумаемся о том, чем была война, что мы можем сделать, чтобы эта страшная история никогда не повторилась... Вы даже не представляете, как сильно я ошибался!» – вспоминал позднее руководитель коллектива Петр Косевский.
Нет, поляки исполнили не «Смуглянку», а польский вариант песни «Темная ночь». Вернее, начали исполнять, потому что директор впал в истерику и запретил им играть «большевистскую песню».
А затем случилось страшное. Во-первых, скандал стал темой, по поводу которой схлестнулись две основных политических партии Польши: «Право и справедливость» и «Европейская коалиция». Во-вторых, детально освещавшая все перипетии скандала Gazeta Wyborcza отметила, что «Темная ночь» стала популярной у молодых поляков, которые прежде о ней и не слыхивали. Классический случай эффекта Барбары Стрейзанд. Ну а в результате оказалось, что есть не только две Украины, но и две Польши. Хотя, казалось бы: столько лет удобряемая антикоммунизмом и русофобией Польша. Которая, как принято было считать, сама кого хочешь научит русофобии. И вдруг половина страны принимается задорно троллить вторую, распевая «Ciemna dzis noc».
Возможно, понимая все это, Прибалтика и перестраховывается – запрещает гастроли оркестра Российской армии. Да и в той же Польше его концерты пытались срывать (как и на Украине).
***
Мораль этой истории проста. Сознание любого общества обладает инерцией. Преодолеть ее можно, но для этого нужен действительно тотальный контроль воспитания и несколько поколений. А значит, союзники России есть даже там, где их, казалось бы, не может быть априори.
Поэтому если мы действительно хотим действенно препятствовать фальсификации истории, можно прописать это в Конституции. Но еще более действеннее – работать с людьми, искать и поддерживать таких вот Максима и Петра. По крайней мере, сложно вспомнить, чьи усилия по противодействию фальсификации истории в последние годы были бы эффективнее, чем их выступления.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"