Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
Путин тогда не шутил: «Если драка неизбежна, надо бить первым»
Несколько лет назад президент России Владимир Путин сказал, «если драки избежать нельзя, надо бить первым». И сегодня по действиям России видно, что ее лидер тогда не шутил. Он действительно так считает.
Итак, нефтяная война между тремя главными игроками рынка – России, Саудовской Аравии и США, началась. Действия сторон накануне, а также сегодняшнее обрушение бирж (по нефти более чем на 20%) показало серьезность настроя сторон, а значит война идет настоящая и в конечном итоге, кто-то должен будет в ней проиграть, а значит отдать часть своего рынка победителю. Кто им окажется?
В прошлый раз мы уже разобрались, кто и почему начал эту войну. Пришло время разобраться в силах сторон. И начнем мы с России.
Россия
Акции ведущих российских компаний резко теряли в цене:
НОВАТЭК -27,5%, Лукойл -25,6%, Сбербанк -25,2%, Роснефть -23,5%, Газпром -20,1%, ВТБ -18,4%, НЛМК -17,4%, Газпром нефть -14,5%, Норильский никель -10,5%, Евраз -14,6%.
Казалось бы, ужас. Но не спешим с выводами. В этой истории есть несколько интересных моментов.
Во-первых, инвестиционные программы российских кампаний уже давно не связаны с мировыми рынками, и если что кредитные линии российских банков будут для них открыты (кстати, вот вам и еще один интересный маркер по поводу такого «своевременного» перехода СберБанка под контроль российского правительства).
Момент второй. Как это уже было в Китае, пользуясь паникой иностранцев, Москва может воспользоваться ситуацией и задешево скупить акции собственных резидентов.
И думаю, все это мы с вами увидим.
Но пока не это главное. Что будет с устойчивостью российской экономики. Бюджет России рассчитан на стоимость нефти 40$ за баррель. Причем нефти марки Urals, которая на момент написания статьи (после утреннего обвала) стоит на мировых площадках примерно 34,8$ за барр.
То есть сегодняшняя ситуация не особо повлияет валютные резервы РФ. Но главное, даже не в этом. За последние годы, находясь под давлением санкций, Москва во многом перестроила свое потребление на отечественного производителя, а значит рост курса доллара (не такой уж и резкий, по сравнению с 2014-ым), не особо скажется на уровне внутренних цен.
Например, сегодня цена куска свиной вырезки в магазинах ниже аналогичной цены конца 2014 года (примерно на 10-15%, это я на своем опыте знаю, по срезу одного и того же магазина). И это несмотря на то, что за это время курс рубля существенно просел.
И так по главным товарным позициям. Также не изменится особо цена и коммуналки. Здесь тоже все отечественное. Что подорожает, так это импорт и заграничный отдых. Но в этом году с ним и так похоже будут огромные проблемы, да и российские курорты будут только рады принять новых постояльцев.
Но это так, пусть и существенные, но детали. У нас задача, оценить ситуацию с высоты полета. Сколько в нынешней ситуации продержится Россия. Если цена будет 35$ за баррель – бесконечно долго, с учетом ее резервов (570 млрд. $). Причем, эти деньги не будут затронуты Нацпроектами и государственными стройками под которые существует свой отдельный фонд финансирования размером еще в 125 млрд. долларов. И если война затянется лет на пять, могут возникнуть первые большие проблемы с финансированием стратегических строек.
Если она упадет до 25$ за баррель, резервов у Москвы хватит лет на пять, а вот с некоторыми стройками придется ужаться гораздо раньше (уже года через два).
Но похоже война так долго не продлится, так как у конкурентов дела обстоят много хуже.
США
Здесь все просто и сложно одновременно.
Во-первых, проблемы частных кампаний, которые терпят убытки, это не проблемы государства. Да это снизит рост экономики, и приведет к росту бюджетного дефицита, но в целом стабильность американской экономики пострадает мало. Но с другой стороны именно США первыми начнут сдавать свои позиции, так как цен 30$ за баррель не выдержат ни одни местные сланцевики. Проекты здесь будут заморожены и это приведет к быстрому падению добычи. Уже к концу года мы сможем увидеть перелом (рост сменится падением), а далее скорость падения будет только нарастать, стабилизируя при этом уровень цен.
Это, кстати, идеальный вариант и для саудитов и россиян. Правда, вопрос, когда наступит эта самая стабилизация и смогут ли аравийцы до нее дотянуть.
Саудовская Аравия
И это самый главный вопрос на сегодня. Если кризис продлиться пару лет, то принцы скрепя сердце и порасстратив остатки своего благосостояния (ЗВР КСА на сегодня чуть меньше 500 млрд. долларов), выдержат. Цена нефти в 35$ за баррель это примерно минус 150 млрд. долл. в год из резервов. Если цена будет 25$ за баррель, то … на пару лет в общем хватит точно, а потом останется последний актив королевства – акции кампании Saudi Aramco. Правда, тут сокрыт очень большой подводный риф. Еще недавно на фоне относительно высоких цен на нефть, саудиты могли оценивать стоимость своего актива выше 1 трлн. долл.. Но сегодня акции Saudi Aramco валятся почти также быстро, как и акции российских конкурентов. А потому в условиях продолжающейся войны, после истощения ЗВР максимум, что за них сможет королевство продержаться, – это год. Причем, затем будет полный и окончательный конец. КСА придется расстаться не только со статусом региональной державы и игрока на рынке нефти. Но и со своей независимой относительно внешней политикой. Это будет крах полный и окончательный.
А потому… саудитам надо очень хорошо молиться Аллаху, чтобы американцы сдали свои позиции до того момента, как у некогда гордых и утопающих в шальных деньгах саудовских принцев останутся деньги на последнего верблюда.
Как-то так мне видятся перспективы на сегодня, а как будет покажет время.