Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
«Киприотам России» приготовиться. Что означают слова Путина по офшорам
Во время обращения к россиянам 25 марта президент России Владимир Путин среди прочего заявил о будущем изменении в налогообложении.
«Все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж — в офшорные юрисдикции, — должны облагаться адекватным налогом. Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных юридических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%, тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, конечно, мягко говоря, несправедливо. Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%», — заявил президент России.
По словам Путина, это, естественно, потребует корректировки соглашений РФ об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Путин попросил правительство организовать соответствующую работу.
«Если же иностранные партнеры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны», — отметил Путин.
Фактически его слова означают, что РФ пристально изучила проблему с выводом средств в офшоры. И тем, кто привык уходить от уплаты российских налогов, выводя заработанные в РФ деньги за рубеж, не позавидуешь.
Новый колониализм и финансовый апартеид
В далеком 1982 году между Кипром и СССР было заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Тогда это соглашение среди прочего должно было облегчить доступ Советского Союза к технологиям, которые напрямую СССР не продавались, а также решить ряд других важнейших проблем.
Но, как считают некоторые исследователи, в определенный момент это сыграло и роковую роль в истории Союза, когда офицеры спецслужбы — де-юре директора западных офшорных фирм — в определенный момент осознали простую истину: это на Западе они уважаемые люди с солидными деньгами и высоким уровнем потребления. А по возвращении в СССР их ждет несравнимо меньшая с их доходами пенсия и небольшой дачный участок. Возможно, именно поэтому в критически важный момент бороться за сохранение Союза часть тех, кому это нужно было делать по велению долга, не стала. Впрочем, это конспирологические теории, наподобие тех, которые утверждают, что современная Россия — криптокология — тайная колония Великобритании. Одной из причин этого является популярность британских офшорных зон в РФ. И если теория криптоколонии является спорной, то вот то, что россияне предпочитают связанные с Великобританией офшоры, — правда. При этом далеко не всегда в офшоры выводятся чистые деньги.
«В России предпочитают направлять грязные деньги на Кипр, в Гибралтар и на остров Науру — эти зоны имеют прочные исторические связи с Великобританией. Все это ступеньки, ведущие в глобальную финансовую систему, где грязным деньгам можно придать законность, прежде чем они попадут в основную глобальную финансовую систему через Лондон и другие места», — писал в своей книге «Люди, обокравшие мир: правда и вымысел о современных офшорных зонах» британский исследователь Николас Шэксон.
Это нашло даже отражение в лексике. В тучных «нулевых» в русском языке появился и укрепился новый топоним — Лондонград.
«Самое большое число беглых укрылось, пожалуй, в Израиле и Великобритании. Кстати, недаром столицу последней многие называют Лондонградом. И, как вы догадываетесь, скрываются там не мелкие карманные воришки, а фигуры со значительным капиталом. Похоже, что Лондон, являясь крупным финансовым центром мира, становится и большой «прачечной» по отмыванию преступно нажитых средств», — заявил в 2010 году занимавший тогда должность замгнепрокурора России Александр Звягинцев.
Впрочем, любили связанные с Великобританией офшоры не только те, кто получал деньги преступным путем, но и вполне законопослушные бизнесмены. В конечном итоге это отразилось в популярности лондонской недвижимости и других британских активов среди российских олигархов.
Нашло это отражение и в культуре. В 2015 году на российские телеэкраны вышел сериал «Лондонград», рассказывающий о приключениях русских в столице Соединенного Королевства.
Однако позже некоторые из российских богатейших людей, хорошо знакомых с мировой экономикой, а также тесно связанные с Великобританией, стали говорить о том, чем чревата офшорная система для мира.
«Из Индии, России, Колумбии, Зимбабве утекли миллиарды, и эти деньги спрятаны на Западе. Я называю это третьим колониализмом. В целом западная система не отличается от российской, в ней просто больше лицемерия», — заявил, к примеру, бизнесмен Александр Лебедев в комментарии изданию Le Monde в 2017 году.
Лебедев в свое время купил в Великобритании газету The Independent. Он был одним из успешнейших российских бизнесменов. Среди прочего он занимался и банковским бизнесом. В свое время он успел поработать и в КГБ.
«Я хочу положить конец этому финансовому глобальному апартеиду. Я называю это «глобальный финансовый апартеид». Когда я покупал банк в 1996 году, этого апартеида не было. В мире воровалось $20-30 млрд. Это не много. Сейчас воруется более триллиона долларов каждый год. Только в Африке воруют $100 млрд каждый год. Россия во всей этой системе составляет небольшую долю — 1%. Воруют в Китае, в Бразилии, в Мексике, в Нигерии, в Египте, в Зимбабве — где хотите. Вся эта система придумана не нами, не россиянами. Она придумана западными юристами. Все эти офшоры, все эти номинальные директора, все эти «фонсеки» в Панаме (компания Mossack Fonseca & Co. — Ред.), все эти фонды и банки, все эти Credit Suisse и Deutsche Bank — отмывочные конторы. Но бенефициарами этого триллиона долларов являются 20 000-30 000 человек в мире», — рассказывал Лебедев российскому Forbes в 2019 году.
В общем, и российские правоохранители, и бизнесмены понимали, что офшоры, несмотря на ощутимые плюсы, среди которых облегчение инвестиций в страну, несут и ряд угроз для государства. И теперь, похоже, за дело взялись всерьез.
Пример и радость
Украинский депутат Вадим Рабинович порекомендовал Кабинету министров Украины обратить внимание на озвученные Путиным меры.
«Советую почитать правительству», — написал он в Facebook 25 марта и сослался на новость в СМИ, рассказывающую о российских нововведениях.
А вот российский политический эксперт и историк Егор Холмогоров не скрывает своего восторга по поводу «офшорных» мер.
«Про офшоры звучит прям круто», — написал он в Facebook после речи российского президента.
Очевидно, что идея о том, что богатые тоже должны платить, придется по нраву многим россиянам. А вот что касается офшоров, то у них выбор не велик. Либо смириться с новыми правилами, либо перестать быть офшорами.
Источник