«Коронавирус споит Россию!»
Пандемия COVID-19 сегодня диктует средствам массовой информации абсолютное большинство публикуемых ими ежедневно новостей и аналитических статей. Впрочем, каждый находит в этой животрепещущей теме свои аспекты, свои оттенки… Журналисты New York Times, очевидно, крепко поднатужившись, выдали на-гора «нетленку» со следующим заголовком: «В России пандемию коронавируса усугубляет массовый алкоголизм». Откуда были почерпнуты такие данные? Что дает основания для столь категоричных заявлений?! Ничего даже близко похожего на обосновывающие ее смысл статистику или материалы исследований, в статье, конечно же, обнаружить не представляется возможным. Более того, затерявшиеся, очевидно, где-то в глубине души остатки совести и чего-то похожего на журналистскую этику заставляют американцев упомянуть о том, что «борьба с пьянством стала одной из главный целей правительства во времена президентства Владимира Путина» и даже признать, что «в сравнении с 2003 годом потребление спиртного россиянами снизилось на треть» (цифра безбожно занижена). Однако дальше следует прямо-таки феноменальный «финт» в области логических построений: «во всем мире усиливаются страхи» относительно того, что запертое на карантин человечество «обнимется с бутылкой». Но оказывается, именно в России они «стали реальностью» – из-за «сохранившейся у некоторых людей привычки к крупным запоям во время праздников». По мнению авторов New York Times, объявив нерабочие дни, президент буквально толкнул страну в объятия «зеленого змия»! Далее приводятся данные от какой-то непонятной «маркетинговой компании», которая утверждает, что продажи водки в стране «в последнюю неделю марта подскочили на 65%». Очевидно, они по замыслу журналистов и должны служить свидетельством «повального пьянства». Позвольте, но ведь эти цифры действительности не соответствуют совершенно! Более того – лезущим в «русскую тему» американцам следовало бы помнить, что в нашей стране на конец марта приходятся, прежде всего, пасхальные праздники, традиционно связанные с многолюдными застольями, на которых после окончания Великого поста снят категорический запрет на спиртное. Знатоки…
Тем не менее, такие «мелочи», как национальные обычаи и традиции, никого не волнуют. Смешать в одну кучу коронавирус, «традиционное русское пьянство» и ссылки на опять-таки неких «активистов», утверждающих, что «после эпидемии всех нас ждет волна алкоголизма и домашнего насилия» - и готов состряпанный на скорую руку русофобский пасквиль для широких американских масс! Впрочем, еще дальше своих коллег из New York Times идут «зубры» пропагандистской войны с «Радио Свобода». Те пророчат нашей Родине «взрыв протестов из-за ограничений на продажу алкоголя». При этом опять-таки, пусть и нехотя, но констатируется очевидный факт: «государственная политика привела к резкому сокращению объемов спиртных напитков, потребляемых в России». Конкретные цифры почему-то не называются, и вполне понятно, почему именно. По утверждению, сделанному еще в 2018 году тогдашним отечественным министром здравоохранения Вероникой Скворцовой, к этому моменту количество общенационального «литража» выпиваемых «горячительных» в сравнении с 2011 годом снизилось вдвое! Не нравится официальная статистика? Вот вам цифры от ВОЗ: только за период с 2003 по 2016 годы пьянство в России сократилось на 43%. Соответственно, на 39% у мужчин и 36% у женщин снизилась и смертность от него. Тем не менее, «Радио Свобода», абсолютно не краснея, продолжает свой материал утверждением о том, что «национальной проблемой России остается злоупотребление алкоголем» и «страна находится среди мировых лидеров по количеству смертей, связанных с ним». Во-первых, рейтингов на сию тему имеется превеликое множество – и половина из них противоречит один другому. А во-вторых, в «Топ-10 стран, гибнущих от пьянства», составленном пару лет назад американским же изданием The Lancet, США «убежали» от нашей страны разве что на пару позиций. Так чья бы корова, извините, мычала?! Тем не менее, «свободовцы», не жалея красок и ссылаясь почему-то сплошь на неназванных (а вполне возможно, вовсе не существующих) персонажей вроде «жителя Читы, назвавшегося Сергеем», или «блогера из столицы Хакасии», рисуют картину «озлобленности и саботажа» россиян, противящимся ограничениям на продажу спиртного, введенным во время карантина в некоторых регионах и «скупающих водку ящиками».
С пьяной головы – на трезвую?
Отчего же ведущие СМИ Запада вдруг снова принялись так рьяно муссировать до предела затрепанную и изрядно утратившую популярность тему? Да еще и пытаясь свести все к «предсказаниям» о грядущих в России «алкогольных бунтах»? То же «Радио Свобода» прилежно приводит примеры российских регионов, где местные власти несколько сузили возможности жителей «затариться» бутылочкой-другой хмельного по первой прихоти, выставляя их в качестве образчиков «самодурства» и стремления «все закрыть и ужесточить». Вон, в Красноярске местные жители так недовольны, что аж 250 страниц подписей под «петицией с требованием отменить ограничения на торговлю водкой» насобирали! Того и гляди, баррикады строить начнут, а там и на Кремль походом отправятся… Складывается впечатление, что замучившись ждать, когда же россияне, надумав совершить всей страной коллективное самоубийство, учинят очередную Смуту, западные господа занимаются самоутешением, придумывая для нее все новые и новые поводы. Впрочем, в данной конкретной ситуации дело далеко не только в этом. Пандемия COVID-19 и вправду привела к обострению в человеческом социуме, скажем так, не слишком позитивных вещей и явлений – я, впрочем, уже писал об этом. Вот только дело в том, что происходят подобные вещи не столько в нашем Отечестве, сколько как раз на Западе, до сей поры не упускавшем ни единого случая попенять нам на «нецивилизованность». Как-то очень уж неудобно и обидно для «носителей общечеловеческих ценностей» получается – вот они и пытаются, по своему обыкновению, переложить все с больной головы на здоровую. Вернее, говоря применительно к нашей теме – с пьяной на трезвую. Что там New York Times утверждало насчет «повышения продаж водки на 65%»? Прежде всего, статистика эта, как я уже говорил, довольно сомнительная. К примеру, по данным маркетинговой компании Nielsen за последнюю неделю марта продажи в России водки выросли на 31%, пива – на 25%. По другим подсчетам, в сравнении с началом марта, закупки спиртного возросли и вовсе на 18%.
А как с тем же самым обстоит дело на Западе? Для начала обратимся к статистике, предоставленной той же Nielsen, но уже по Соединенным Штатам. Картина там, откровенно говоря, несколько иная. В неделю, предшествовавшую 21 марта, американцы закупались горячительным на 55% активнее, чем в начале месяца. В частности, вина приобретали больше на 66%, пива – на 42%. Крепкое спиртное уходило еще лучше – его покупки возросли на 75%. В то же время онлайн-продажи алкоголя подскочили в США на целых 243%! В общем и целом, объем продаж хмельного в марте там, как минимум, удвоился. Британия? Примерно такая же ситуация. Тамошние сэры и леди оставили в винных лавках, выручка которых увеличилась на 31.4% только за март. Это 1.1 миллиарда фунтов стерлингов! Абсолютный рекорд с момента, когда Национальное статистическое управление страны вообще начало вести подобную статистику (1988 год). При этом продажи продуктов питания за тот же период возросли всего на 10%. Это – в Британии, где алкашом считается любой, кто выпивает больше 6 бокалов вина (или их эквивалента) за неделю. Английское отделение «Анонимных алкоголиков» сообщает, что количество звонков с просьбами о помощи на его «горячие линии» за последнее время возросло едва ли не на четверть. В общем, неудивительно… В Италии, Испании, Франции, Германии спрос на вино вырос в два раза, а в Австралии дошло до того, что властям пришлось впервые в истории вводить ограничения на его приобретение – не более 10 бутылок в одни руки. Даже в пасторальной Швейцарии забила тревогу местная организация по борьбе с вредными зависимостями «Sucht Schweiz», говорящая о том, что гораздо сильнее «закладывать за воротник» стали лица, ранее уже имевшие склонность к этому, а также медики, «вынужденные снимать постоянный стресс».
Впрочем, «коронавирусные сто грамм» - это еще полбеды. По утверждению The Wall Street Journal, в США на 230% возрос объем заказов, делаемых на онлайн-платформах на марихуану – естественно, в штатах, где этот наркотик легализован. Если учесть, что в той же Калифорнии спрос на каннабис взлетел почти на 160% уже к середине марта, остается только тихо ужаснуться. Кстати, в Сан-Франциско торгующие легальной «дурью» магазины были внесены в список торговых точек «первостепенной важности», которым разрешили продолжить работу, несмотря на карантин. Удивляться тут нечему – согласно данным Национального отчета по проблеме наркопотребления и здоровья в США, подготовленного еще в 2018 году, «травку» покуривали более 43 миллионов жителей страны. Особо отметим, что данные, приведенные в этом документе, охватывали лица, начиная с возраста в 12 лет… Вообще говоря, в Западном мире, еще до пандемии, семимильными шагами двигавшемся ко все более широкой легализации «легких наркотиков», спрос на марихуану, которая позволяет бедненьким американцам, канадцам и европейцам «снять беспокойство, вызванное коронавирусом и расслабиться», по оценкам профильных специалистов рынка, вырос буквально в разы.
Вот вам и ответ на вопрос: зачем американским СМИ пытаться делать из россиян «нацию пьяниц» и наперебой рассказывать своим читателям и слушателям об их «повальном алкоголизме». А чтоб самим не так позорно выглядеть!