Запад не может сохранить мировое доминирование через развал России
В связи с пандемией COVID-19 появилось множество трактовок происхождения этого вируса. По существу, эти трактовки сводятся к двум вариантам. Первый – COVID-19 является следствием искусственной модификации вируса летучих мышей, осуществленной человеком. Второй – COVID-19 возник естественным путем вследствие мутации вируса летучих мышей. Некоторые общественные активисты даже попытались привнести в это событие мистический элемент, объявив его проявлением божественной кары, обрушенной на человечество.
Может показаться странным, но в обоих этих трактовках есть доля истины. Карл Маркс как-то заметил, что общественная необходимость пробивает себе дорогу через активность людей. И в этом он безусловно прав. Правда, он не пояснил, откуда берется эта самая «общественная необходимость». Поэтому развивая мысль классика, позволю предположить, что общественная необходимость и есть та самая божественная воля, которая реализовалась через деятельность тех, кто создал COVID-19 или способствовал его возникновению.
На то, что люди приложили руку к появлению COVID-19 указывает множество факторов. Слишком натянутыми выглядят доводы тех, кто объясняет распространение этого вируса через рынок морепродуктов в Китае. Это в последние время стали признавать и китайские власти, которые больше не упоминают рынок в качестве источника заражения. Они даже возобновили работу этого рынка и стали утверждать, что источник заражения им не известен.
Между тем, большинство фактов указывает на то, что источником заражения стала биолаборатория в Ухане, где проводились работы над различными видами коронавирусов. Важно, однако, понимать, что эти исследования являлись международным проектом и не были исключительно китайской инициативой. Создание лаборатории финансировалось Францией. В ее работе принимали участие ученые США, Австралии и некоторых других стран. Примечательно, что работы над коронавирусами в этой лаборатории осуществлялись на грант Национального института здравоохранения США. В 2019 г. условиями этого гранта на сумму $3,7 млн предусматривались эксперименты по адаптации коронавирусов к биологии человека. Этот грант был отозван лишь 24 апреля сего года, когда эпидемия уже свирепствовала по всему миру.
С уханьской лабораторией тесно сотрудничала и лаборатория микробиологии университета Северной Каролины (США), та самая, где впервые проводились эксперименты по адаптации коронавирусов для заражения человека. В 2015 году сотрудники этой лаборатории опубликовали статью в научном журнале Nature, где подробно описывали свои работы по данной теме. Делалось это, якобы, в интересах предсказания возможных эпидемий коронавируса в человеческой популяции. И хотя эти исследования были временно прекращены, но в 2017 г. (т.е. после прихода к власти администрации Трампа) они возобновились.
Поэтому, даже если допустить, что источником пандемии явилась лаборатория в Ухане, то нет однозначных доказательств, что утечка коронавируса была осуществлена китайской стороной. Тут возможны совершенно разные варианты. Первое, что приходит на ум – китайцев подставили западные партнеры, специально распространив коронавирус в Ухане, чтобы это выглядело, как утечка из уханьской лаборатории. Нельзя исключать, и такой вариант, что коронавирус был выпущен из лаборатории китайским агентом, работавшим на Запад. С другой стороны, полностью исключить утечку вируса по приказу китайских властей тоже нельзя. Ну и наконец, остается еще один, правда, наименее вероятный вариант, что утечка вируса произошла по неосторожности.
Возможна и альтернативная версия событий. Согласно ей местом утечки COVID-19 был не Ухань, а некая лаборатория в США. В Ухань же он был завезен инфицированным американцем или китайцем, посещавшим США. Причем вопрос о том, произошло это случайно или намеренно, также остается открытым.
Поэтому, даже признавая искусственное происхождение коронавируса, определить инициатора его утечки сложно. Если же попытаться использовать известный криминалистический принцип «ищи кому это выгодно», то и в этом случае число потенциальных бенефициаров будет весьма внушительным. Наиболее влиятельных, равно как и наиболее вероятных, можно упомянуть в следующем порядке:
- Микробиологические исследовательские центры США, получавшие гранты на работу с коронавирусами. В 2019 году администрация Трампа урезала им финансирование, и они были заинтересованы, чтобы вернуть себе внимание властей.
- Демократическая партия США и связанные с ней медицинские и научные круги. До начала пандемии демпартия не имела никаких шансов победить Трампа на предстоящих президентских выборах. Теперь в условиях пандемии и сопутствующего кризиса американской экономики позиции Трампа ослабли и шансы демократов возросли.
- Власти КНР, которые не довольны политикой Трампа в отношении Китая и желали бы победы демократов на предстоящих президентских выборах. При этом кандидат от демократов Джо Байден, имеет с Китаем тесные связи и его победа на выборах была бы для Пекина желательной развязкой.
- Власти США, целью которых было экономическое ослабление Китая путем распространения там коронавируса. Однако, ситуация вышла из-под контроля и вирус распространился на весь мир.
Сейчас мы можем воочию наблюдать, как все перечисленные силы пытаются использовать пандемию в своих интересах. Микробиологическое сообщество США требует больше денег и уже получает их. Американские демократы активно используют жупел пандемии, чтобы затормозить американскую экономику и подорвать предвыборные позиции Трампа. Характерно, что в штатах, где губернаторы демократы, статистика заболеваемости COVID-19 и смертности от него значительно превышает штаты, где у власти республиканцы. Особенно сильно нагнетает коронавирусную истерию губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. Сам Трамп уцепился за тему коронавируса, чтобы усилить давление на Китай. Он выставляет Китай в качестве виновника мировой пандемии и требует от Пекина выплаты компенсации. Налицо попытка Трампа подорвать международные позиции КНР, а также позиции прокитайского лобби США.
В этих условиях для политологического анализа уже не так важно, кто выпустил COVID-19 на волю. Политические процессы, запущенные им, уже идут и будут развиваться по своей собственной логике. А тот, кто запустил пандемию может лишь надеяться, что именно он выйдет победителем в предстоящей схватке глобальных сил, хотя это совсем не гарантировано. Единственное, что совершенно ясно, что Россия абсолютно не причастна к появлению COVID-19. Как говорили в прошлом руководители СССР: «Это не наш метод».
Таким образом, располагая уже имеющейся информацией о влиянии коронавируса на международную обстановку и имея обще понимание тенденций мирового развития, мы можем сделать прогноз о том, как будут выглядеть международные отношения в обозримом будущем. Главный вывод состоит в том, что COVID-19 не привнес ничего принципиально нового в международные отношения. Он просто до крайности обострил те противоречия, которые успешно развивались до него. Сейчас эти противоречия обнажились во всей своей полноте и игнорировать их, а тем более замалчивать, уже совершенно невозможно. По существу, COVID-19 явился той соломинкой, которая переломила спину верблюда, в данном случае верблюда международной системы.
В последние несколько лет о падении влияния США писали многие. Но эта аналитика не перетекала в политическую сферу. Теперь утрата США роли мирового лидера очевидна для всех, включая руководителей многих стран и это уже начинает влиять на практическую политику, причем чем дальше, тем больше. Также отчетливо проявилось повышение политической значимости Китая. Про экономический прогресс этой страны писали многие, но что Китай способен занять позицию мирового политического лидера упоминали лишь единицы. Но успешно поборов эпидемию коронавируса на собственной территории и оказывая помощь другим странам, Китай проявил политическое лидерство глобального масштаба.
В Вашингтоне быстро поняли эту угрозу, и сверхзадачей США стала нейтрализация роста международного влияния Китая путем обвинения его в распространении коронавируса по всему миру. На этом фоне на первый план вышли американо-китайские противоречия, которые долго маскировались обоими сторонами по ряду соображений. Эти противоречия отныне будут основным стержнем международной политики. И даже если Трамп проиграет выборы Байдену, повернуть ситуацию вспять уже не получится. Это было бы возможно только за счет капитуляции одной из сторон, что не реально.
В итоге в иерархии противников США Китай переместился на первое место, а Россия отошла на второе. Это не значит, что русских оставят в покое. Нажим будет продолжаться, но по другому поводу и в других объемах. Просто попытка Запада решить проблемы своего мирового доминирования путем расчленения России провалилась. Стало очевидно, что эти планы не смогут быть реализованы в разумные сроки. А после мирового экономического кризиса, связанного с пандемией, времени у Запада совсем не осталось. За 10-15 лет Китай может настолько обойти Запад экономически, что остановить его уже не будет никакой возможности. Тогда исторический проигрыш Запада станет неизбежным.
Россия со своей стороны экономической угрозы для Запада не представляет и никогда не сможет представлять. Запад опасается только российского военного потенциала. Но на Западе понимают, что если Россию особо не задирать, то этот потенциал в ход не пойдет и с этим можно жить очень долго и даже порой счастливо, как было на протяжении всей предшествующей истории.
Сейчас у Запада все еще есть силовое преимущество над Китаем, которое он попытается использовать. Но если Россия будет вместе с Китаем, то у Запада ничего не выйдет. Запад сейчас мечется. Чтобы добиться не то, чтобы союза с Россией против Китая, а просто нейтралитета России, Западу придется вернуть Москве все постсоветское пространство. Западу этого очень не хочется. Особенно этого не хочется Евросоюзу, который хотел бы иметь подконтрольную периферию на востоке. Однако пандемия наглядно продемонстрировала слабость Евросоюза, его неспособность играть роль самостоятельного центра силы.
Экономические проблемы, вызванные COVID-19, будут вести к дальнейшему увяданию ЕС и его политической маргинализации. Возможно отпадение от ЕС новых членов или образование двухконтурного ЕС с богатым западным ядром и бедной восточной периферией. Вместо равноправного союза, ЕС превратится в империю неоколониального типа. И уж точно ЕС не сможет создать мощную самостоятельную военную организацию. Поэтому, когда интерес США к постсоветскому пространству ослабнет, у ЕС не будет никакой возможности поддерживать на границах РФ марионеточные режимы прозападной ориентации. Таким образом, восстановление Россией контроля над этой зоной своих жизненных интересов выглядит в среднесрочной перспективе вполне реальной.
Михаил Александров – доктор политический наук, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Московского государственного института международных отношений МИД России
Источник