Американская весна: кто подогревает протесты в США
США охватили самые массовые протесты со времен борьбы за гражданские права в конце 60-х годов. Два десятка мегаполисов Америки в буквальном смысле горят: протестующие сжигают машины и магазины. Начавшийся как реакция на полицейский произвол, протест моментально перерос в настоящий бунт, в котором участвуют толпы не довольных властью и ситуацией в стране. Люди очень быстро организовались, и к бунтам чернокожих против полицейского произвола присоединились и белые американцы. Малек Дудаков — о том, как координируется протест, кто его "разогревает" и чего хочет толпа.
От протеста к погромам
История началась в даунтауне Миннеаполиса, самом населенном городе Миннесоты. 25 мая полицейский патруль во время задержания задушил афроамериканца по имени Джордж Флойд. Его заподозрили в оплате товаров поддельными чеками. Офицер полиции восемь минут давил коленом на горло задержанного, пока тот задыхался и кричал о помощи. Когда у Флойда пропал пульс, полицейские рванули в ближайший госпиталь, но медики уже не успели его спасти.
Проблема полицейского насилия стара как мир. В Америке каждый год случается по несколько скандальных случаев гибели невинных людей от рук служителей правопорядка. Во многом это связано с фактической неприкосновенностью полиции: сотрудников правоохранительных органов в США крайне сложно осудить за любое насилие, которое они применяют к обычным гражданам.
Однако смерть Джорджа Флойда стала вопиющей даже на фоне других жертв полицейского произвола. По двум причинам: во-первых, в этот раз имелась видеозапись того, как полицейский душит задержанного, пока тот умоляет его отпустить. Во-вторых, поразило садистское удовольствие полицейского, который вполне сознательно вел Флойда к смерти — не по инструкции или необходимости, а потому что ему так захотелось. В других случаях правда часто находилась где-то посередине: скажем, полицейский применил избыточное насилие, но на него пытались напасть, или он думал, что у задержанного есть оружие. Но сейчас никому даже и в голову не придет защищать или выгораживать действия полиции: они однозначно были преступными.
Но у прокуратуры и следственных органов Миннесоты было другое мнение: они отказались выдвигать обвинения против полицейского и даже обеспечили его семье специальную охрану. На следующий день после трагедии возмущенные лицемерием властей штата протестующие начали митинговать в центре Миннеаполиса. Мирный митинг быстро превратился в побоище с полицией, которой пришлось отступить и отдать весь центр города на "разграбление" демонстрантам. Под ударом оказались магазины, заправки, пожарные станции и полицейские участки, которые были сожжены дотла. Лишь на третий день протестов местные власти пошли на компромисс и пообещали завести уголовное дело в отношении провинившегося полицейского. Но было уже поздно: к этому моменту протесты перекинулись на другие города Америки.
В Атланте десятки тысяч человек разгромили штаб-квартиру CNN и футбольный музей. В Нью-Йорке демонстранты на время взяли под свой контроль территорию района Бруклин, затем рванули на Манхэттен и перекрыли мост на остров. В Остине митингующие пытались штурмом взять здание Верховного суда Техаса, но городская полиция их успешно разогнала. В Лос-Анджелесе бунтующие прорвались через кордоны полиции в район Беверли-Хиллз и начали грабить магазины брендовой одежды. В городе Нэшвилл, столице Теннесси, протестующие захватили и сожгли здание городской мэрии.
В Далласе, штат Техас, полиция не смогла взять под контроль даунтаун города, его полностью оккупировали погромщики. Восстанавливать порядок отправились "ополченцы" с оружием в руках, коих в Техасе очень много. Были неоднократные попытки ворваться на территорию Белого дома в Вашингтоне. Секретная служба и нацгвардия округа Колумбия перевели работу администрации Дональда Трампа в режим повышенной безопасности. New York Times сообщил, что президент с семьей около часа провел в бункере, который в последний раз использовался во время атак 11 сентября 2001 года. Бунтовщики даже умудрились на время захватить здание Казначейства США.
Другие причины
В общей сложности два десятка американских мегаполисов испытали на себе протестные акции, переросшие в грабежи и погромы. Дюжина штатов ввела военное положение и задействовала силы нацгвардии для подавления беспорядков. Такого размаха протестов в Америке не было уже пятьдесят с лишним лет. Полицейское насилие сейчас стало лишь поводом, "спусковым крючком" для выхода людских масс на улицы.
Настоящие причины кроются глубже: они связаны с плачевным экономическим состоянием США на текущий момент. За три месяца карантина в обществе накопился целый букет негативных эмоций: гнева, страха за свое будущее, раздражения действиями властей. Они лишь ждали повода, чтобы выплеснуться наружу и привести к беспорядкам.
Если бы Америка не столкнулась с тяжелейшим экономическим кризисом со времен Великой депрессии, то никакое бы полицейское насилие не смогло привести к общенациональным протестам. Сейчас в США насчитывается под 40 млн безработных, что составляет почти 25% от числа трудоспособного населения. Многим из них буквально нечего терять, кроме своих цепей, поэтому они и выходят устраивать беспорядки. И поэтому протесты быстро превращаются в грабежи магазинов и торговых центров с автосалонами.
Усталость от карантинных мер, развал общественных связей за три месяца самоизоляции лишь способствовали уличным погромам. Причем вряд ли кто-то из популярных блогеров, рассуждавших о "посткоронавирусном мире", мог предсказать, что он начнется именно так. Историки назовут эти бунты по всей Америке логичным итогом, а заодно и финалом карантинной эпопеи 2020 года.
Левый двигатель протеста
Но есть и другая, менее абстрактная и более технологическая причина "успешности" бунтов в США. Они напрямую координировались горизонтальными организациями либеральных и левых активистов, набравшими политический вес за годы президентства Трампа. Так называемые "антифа" — разрозненное движение "антифашистов", которое в прошлом устраивало столкновения со сторонниками Трампа, теперь может смело себя называть общенациональным "двигателем протеста".
Ему активно помогают "Демократические социалисты Америки" — крайне левая организация, которая испытала взрывной рост популярности за три года нахождения Трампа у власти: с 2016 г. их численность взлетела с 12 до 60 тысяч человек. Ну и, наконец, движение за права чернокожего населения Black Lives Matter ("Жизни черных важны"). Образованное в 2013 году, оно поднаторело в вопросе быстрого реагирования на любую протестную повестку.
Массовая, но хаотичная уличная активность простых американцев была умело направлена в нужное русло силами либеральных активистов. Те брали пример с Гонконга, где уже больше года продолжаются постоянные уличные протесты. В городах США также использовались мессенджеры и телеграм-каналы для оповещения о готовящихся акциях.
В Америке популярна дискуссионная площадка Reddit, на ней "антифашисты" вовсю распространяли нужную им информацию. А она могла носить самый разный характер: например, как эффективнее противостоять полиции, каким журналистам лучше давать интервью, а кого стоит обходить стороной или даже отогнать от места действия.
На этих площадках превалировали скорее технические данные для внутреннего потребления активистов. В то время как для пропаганды использовались совсем другие соцсети: в Facebook создавались страницы памяти погибшего в Миннеаполисе Джорджа Флойда и группы в его поддержку, а в Twitter был выведен в мировой топ актуальный хэштег #BlackLivesMatter. Три миллиона человек подписали петицию за то, чтобы дело Флойда было доведено до суда и восторжествовала справедливость.
Инструментарий протестующих в США не сильно отличается от того, что использовался в любой из "цветных революций". Нельзя дважды изобрести колесо, и социальные медиа, а также мессенджеры уже зарекомендовали себя лучшим средством для организации любого горизонтального протеста. С другой стороны, чересчур агрессивные действия "антифа" уже успели дискредитировать саму идею выступлений в память о погибшем в руках полиции афроамериканце.
Ведь о какой борьбе за справедливость может идти речь, если протестующие только и делают, что грабят магазины и громят автомобили? Реакция со стороны американских властей на действия радикальных политических групп не заставила себя ждать. Администрация Трампа приравняла "антифа" к террористическим организациям. Она теперь окажется в одном ряду с исламистами и ультраправыми, с кем ФБР и министерство юстиции США неуклонно борются. Когда с протестами будет покончено, то за антифашистов возьмутся всерьез. Но бунты 2020 года навсегда войдут в американскую историю — хотя бы как попытка общества выразить власти все свои накопившиеся обиды.
Источник