Внучка маршала Конева: "Не хочу, чтобы памятник деду стал экспонатом музея тоталитаризма"...
МИД России не считает необходимым пересматривать договор о дружбе с Чехией, несмотря на демонтаж памятника маршалу Ивану Коневу в Праге. Дипломаты считают, что в этой ситуации можно найти компромисс, который устроил бы обе стороны. "ПолитЭксперт" связался с внучкой маршала Еленой Коневой, которая рассказала, как за год продвинулась история с памятником.
Монумент, расположенный в районе Прага-6, был демонтирован по решению местных властей в начале апреля прошлого года. Староста Ондржей Коларж заявил, что памятник будет размещен в создаваемом властями города Музее памяти ХХ века. В России этими планами возмутились, назвав их циничными. В Кремле заявили, что Москва предпочла бы видеть памятник Коневу восстановленным на чешской или на русской земле. Кроме того, СК РФ возбудил уголовное дело об осквернении символов воинской славы.
Как заметили в МИД РФ 13 января, чешская сторона нарушила условия Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве 1993 года. Директор третьего Европейского департамента Олег Тяпкин заявил, что его ведомство неоднократно предлагало Праге провести двусторонние консультации, чтобы разрешить проблему с памятником. Однако диалог пока так и не состоялся.
"Мы склонны воспринимать сложившуюся ситуацию не как повод для пересмотра договора 1993 года, являющегося базовым документом современных российско-чешских отношений, а как основу для поиска устраивающих обе стороны решений в рамках существующего правового поля", — заявил дипломат.
Внучка маршала Елена Конева рассказала в комментарии "ПолитЭксперту", что памятник уже почти год находится на складе. По ее словам, многие забыли об этой теме из-за пандемии, поэтому никаких подвижек не происходит.
ПЭ: Пробовали ли вы связаться с чешскими властями, выстроить диалог?
С чешскими властями нужно связываться не семье, а нашему государству. Мы говорим, что нужно воспитывать молодое поколение на тех ценностях, которые у нас есть, на героях Второй мировой войны, на маршалах победы.
В МИД есть человек, которого назначили курировать этот вопрос. Он должен был выступать на переговорах о судьбе памятника. Но здесь пандемия еще, и пока никаких сдвигов. Чехи пока на контакт не идут, все застопорилось.
Самое главное, как я понимаю, этот памятник принадлежит тому району, в котором он стоял. Вести переговоры нужно со старостой этого района, с господином Коларжем. Сергей Кужугетович Шойгу, большое ему спасибо, пытался что-то сделать через министерство обороны. Но чешское министерство отказало, потому что это не в их компетенции. Какую-то работу проводит МИД, но видимых подвижек пока нет. Это просто начальник какого-то района, понимаете. И от него, судя по всему, зависит судьба этого памятника. Ему, наверное, очень лестно.
Последнее, что я знаю, совсем недавно был снесен уже и постамент, на котором стоят этот памятник. То есть возврата, видимо, нет. А МИД говорит, что памятник подпадает под охрану и чешского государства, и по Договору о дружбе и сотрудничестве 1993 года.
ПЭ: Как вы считаете, стоит ли пересмотреть этот договор из-за сноса памятника?
Для меня это сугубо личный вопрос. Это памятник, который был поставлен не только в честь наших погибших солдат-защитников Чехословакии, а конкретно памятник Ивану Степановичу Коневу, маршалу, моему дедушке. Конечно, я не хочу, чтобы он там лежал непонятно где и в каком здании, потом становился экспонатом "музея тоталитарной истории XX века" и стоял там не в качестве освободителя, а в качестве оккупанта. Но мое желание и желание семьи не означает, что памятник будет возвращен на родину.
ПЭ: Высказывали ли вам поддержку чешские граждане по этому вопросу?
Из Чехии очень много пишут. У меня на Facebook появилось много чешских друзей. Мне неудобно иногда бывает, потому что я не знаю чешского языка и не могу им всем ответить. Но они меня очень сильно поддерживают. И в Чехии, и в Праге есть группа защитников памятника маршала Конева. В стране сейчас карантин, и активно заниматься этим вопросом никто не может. Однако я знаю, что 16 декабря они приходили к месту, где стоял памятник, и там возложили цветы, был поставлен плакат с фотографией этого памятника.
ПЭ: А в России, как вы считаете, нужно ли развивать эту историю?
И в России, конечно, поддерживают. Это наша история. Если государство хочет сделать духовные скрепы, основываясь на этой истории, то нужно чтить память наших полководцев и занимать жесткую позицию, реагировать на такие истории.
Но я не призываю ни к какой войне памятников. Если они сделали плохо нам с памятником, отвечать им тем же не нужно ни в коем случае. Но будем надеяться, что когда закончится пандемия коронавируса, то какие-то новые шаги будут предприняты....
Алексей Атреянов...