Главная > Статьи

Крестовый поход детей. Удалось ли Навальному начать майдан в России и пойдет ли он по белорусскому сценарию

Сегодняшние акции сторонников Алексея Навального были организованы во многом по белорусскому сценарию. Митинги в классическом понимании отсутствовали – не было ни сцены, ни выступающих. Никакого видимого централизованного руководства.

В столицах люди собирались вначале на площадях. Потом устраивали шествия по центрам своих городов. Все это сопровождалось стычками с полицией, в которых протестующие нередко становились инициаторами.

На передней линии шествий становились молодые люди, которые держались в "сцепке", чтобы отражать попытки силовиков убрать колонну с проезжей части. Причем защита была активной и нередко переходила в нападение. 

Интересно, что видео с такими нападениями нередко ретвитил сам аккаунт команды Навального. Причем и здесь не обошлось без белорусских аналогий. В соцсетях соратники Алексея использовали риторику Telegram-канала "Нехта", называя полицию "звери", а протестующим раздавая комплименты наподобие "Вы невероятные!"

Изредка даже озвучивался лозунг "Живе Беларусь", напрямую солидаризируясь с Беломайданом и его методами. Люди с красно-белым флагом возникли, в частности, на митинге в столице РФ. 

В Москве силовой накал пошел почти сразу, как только люди начали собираться. Полиция в произвольном режиме вела точечные задержания – на том основании, что акция несанкционированная. Но довольно быстро актив протестов – очень молодые люди, часто школьники – начал оказывать сопротивление. 

После этого эскалация была неминуема, и счет задержанным пошел на сотни. Включая тех самых подростков, которых традиционно много на митингах Алексея и которых активно зазывали и на нынешнюю акцию протеста. 

Через некоторое время силовики начали зачищать площадь Пушкина в Москве, после чего акция перешла в мобильный режим – сторонники Навального отправились маршировать по городу, перекрывая проезжую часть. Это стало еще одним поводом для стычек.

Причем инициативу перехватили уже протестующие – они пытались прорывать заграждения, закидывали силовиков снежками, а команда Навального зачем-то ретвитнула "вдохновляющее" видео, как его сторонники футболят омоновскую каску. 

Впрочем, достаточно было и роликов, где ОМОН применял силу к протестующим – что неизбежно, когда происходят массовые акции протеста, изначально "заряженные" на сопротивление. 

К массовости есть вопрос. Звучат разные оценки численности протестующих: власть говорит о пяти тысячах собравшихся в Москве, западные СМИ (например, Reuters) – о 40 тысячах.

В целом, если сравнивать с предыдущими акциями российской оппозиции, то они были намного менее многочисленными, чем во времена Болотной площади (конец 2011 года) и сопоставимыми по численности с акциями Навального в 2017 году с требованием отставки премьера Медведева. Но может, и больше их. Точное число участников подсчитать трудно, так как события развивались в разных локациях. 

В то же время, в отличие от предыдущих акций, нынешние пошли сразу по силовому варианту. Протестующие были готовы драться с ОМОНом.

Также более многочисленными были акции в регионах. Они прошли почти по всей стране.

Правда, все это не отменяет того факта, что размеры митингов и шествий в огромной России куда скромнее даже в абсолютных числах (не говоря уже об относительных), чем были в маленькой Беларуси. И любые попытки протестующих в таком не очень большом количестве людей перейти к каким-то силовым акциям будут быстро и без особых проблем пресекаться ОМОНом и Росгвардией.

И это на данный момент первое и основное отличие от ситуации в Минске. 

Второе отличие – раскачка идет не под конкретное политическое событие (в Беларуси это были выборы президента). То есть практического смысла – поменять власть здесь и сейчас – мероприятия нести не могут. Прицел скорее на осенние выборы в Госдуму. Но до них более полугода, и к тому времени протесты могут сойти на нет. В той же Беларуси, где накал был куда серьезнее, это произошло еще быстрее.

Тем более, что власти России теперь, после начала акций протеста, скорее всего ни в какой форме не допустят "навальнят" к этим выборам. Что, возможно, даст повод Западу оспорить их легитимность. 

Если говорить о менее отдаленных дивидендах, то главным итогом уже стало большое внимание в западных СМИ. Запад, безусловно, будет использовать и их разгон как еще один повод надавить на Москву по разным вопросам, а также усилить санкционное давление. 

Митинги открыто поддержало правительство США со ссылкой на президента Байдена. Назвав меры по противодействию акциям "параноидальными" – видимо, забыв, как из-за боязни протестов перевели фактически на осадное положение Вашингтон

В любом случае, пока эти протесты – лишь фон для внешнего давления на Россию, и угрозы непосредственно власти не представляют. Ни по численности, ни по своим лозунгам и вообще идеологической повестке, которая пока остается в русле движа молодежи и подростков под лозунгом "все, что против Путина, – хорошо, а то, что за, – плохо". 

Впрочем, посмотрим на новые акции, которые уже анонсировали у Навального. Они пройдут в следующие выходные – кстати, календарь "революции" написан тоже по белорусской модели. 

Потенциальную угрозу для российской власти могут представлять два фактора.

Первый – позиция российской элиты, значительная часть которой хочет замириться с Западом. Нынешние же акции протеста и реакция на них США и ЕС показывают, что замирение сейчас становится еще более призрачным, чем раньше. Поэтому основной тезис, который сейчас неформально доносится российской элите и крупному бизнесу странами Запада, простой – "при Путине уже мира не будет, а потому делайте так, чтоб он ушел".

Это накладывается также на неопределенность с ситуацией вокруг президентских выборов. У Путина есть возможность баллотироваться на очередной срок в 2024 году, но пока неизвестно, воспользуется ли он ею. А если не воспользуется - то кто будет его преемником? А потому силы как внутри страны, так и за ее пределами, которые не хотят, чтобы Путин вновь шел в президенты, могут поддержать протестную активность в надежде, что это побудит его отказаться от намерений идти на выборы. Не факт, однако, что этот расчет сработает. Но все происходящее может побудить Путина и его окружение внести определенность в свои планы скорее, чем это они, возможно, планировали.

Второй фактор риска – перерастание нынешнего политического (не очень многочисленного) протеста в социальный. Что может быть для власти куда опаснее. К Навальному, как показывают опросы, большинство населения России относится с недоверием и его не поддерживают. Не добавляют ему популярности и массовое привлечение к акциям детей и подростков, к чему у многих взрослых отношение очень негативное. Многие также считают, что он работает на внешних врагов России. 

Но при этом немало вопросов у граждан РФ есть и к российской власти. В первую очередь – социального характера. Зарплаты в России хотя и выше, чем в Украине, но растут очень небыстро. И в переводе на доллары существенно меньше, чем были до 2014 года. 

Вопрос "почему Россия, с ее огромными запасами нефти, газа и других полезных ископаемых не может обеспечить уровень жизни хотя бы на уровне Польши?" звучит все чаще (в том числе его задавали и участники сегодняшней акции протеста, с которыми говорила "Страна"). Тем более, что в России, в отличие от Украины, государство научилось собирать налоги и доля теневой экономики и зарплат в конвертах в разы ниже. А потому гораздо выше ожидания граждан неких действий от государства по повышению уровня жизни.

Поэтому если российские власти не начнут в ближайшее время политику по увеличению зарплат (например, за счет значительного повышения минимальной зарплаты, о необходимости чего в России говорят многие политики, начиная от коммунистов и заканчивая Навальным), то общественные настроения будут меняться далеко не в лучшую для Кремля сторону. И фильмы, подобные расследованию о "дворце Путина", вне зависимости от того, насколько правдивы изложенные там факты, будут только усиливать этот тренд.

Также мы публикуем впечатления об акциях протеста журналиста "Страны" Екатерины Тереховой, которая сегодня весь день была на месте событий в Москве. 

"Первое впечатление – нет главного посыла. Или несколько главных посылов. Здесь один против дворца Путина, второй за освобождение Навального, третий против интернет-законов, за сменяемость власти, за мирные собрания, за уровень жизни, за социальные гарантии, за экологию и так далее. 

Этого всего так много, что оно не сформулировано ни в какие лозунги. И выходит, что люди не объединены общей идеей (кроме идеи "здесь и сейчас" – против ОМОНа – потому, кстати, и кричалки почти все против полиции ну и Путина, конечно). 

Второе. Такого я раньше в Москве не встречала: появились  молодые спортивные парни, которые умышленно задирают ОМОН – кричат на него, орут матом, запускают сцепки и волну по толпе. Очевидно, цель этих парней – ввязаться в драку. Я не знаю, объединены ли эти парни в какую-то группу общую, но они были очень заметны и задавали ход событий. Например, через дорогу от Пушкина было даже больше людей. Но там не было ни одного задержания, а все задержания были возле памятника – там, где как раз были эти ребята.

Третье – очень много детей плюс-минус 15 лет. И девочек, и мальчиков. Теперь я знаю, что актуальны зеленые волосы и красить брови в разные яркие цвета. На митинге модно тусоваться, дети постоянно селфятся в соцсети, знакомятся тут же друг с другом. Дети, кстати, подкованные. Они знают, что им не грозит ответственность даже административная. Не всех родители пустили, а кого пустили, те думают, что будут самыми крутыми в классе. 

Четвертое – у обычных митингующих нет настроя захватывать, кого-то бить, громить, брать штурмом здания. Такие настроения на нуле. Но толпа + агрессивные парни-провокаторы + ОМОН + давка + дымовые шашки или петарды – это все в одном месте и по стечению обстоятельств создает риск жесткого замеса".

Источник