Главная > Статьи

На Славкурорте и камень «ржавеет»

Курорт города Славянска, до своего фактического закрытия в 2014 году, был, не только, лечебным заведением.

Курортная территория, с ее парком и сосновым бором, даже, сейчас остается со статусом памятника садово-парковой архитектуры и монументального искусства регионального значения.

Так получилось потому, что, еще, в далеком 1938 году,  в центре курортного парка,  рядом с цветочными клумбами, были воздвигнуты несколько скульптур, изображающих сказочных и мифологических персонажей. Этот скульптурный ансамбль уцелел в годы Великой Отечественной войны, и, вообще, стал достопримечательностью города и курорта.

Самая большая из скульптур - Иван-Царевич с Жар-Птицей. В этом месте Славянского Курорта любили фотографироваться, а, позже, с развитием техники, делать видеосъемки, местные жители и люди, приезжавшие полечиться и отдохнуть. В разных архивах, библиотеках, редакциях, частных собраниях, а, сейчас, и в Интернете, есть немало фотоснимков и видеороликов с «картинками» Славкурорта.

Статуи, возвышающиеся среди курортного парка, сделаны из серо-белого камня.  Но, с некоторых пор, жители Славянска стали замечать, что скульптуры, в ускоряющнмся темпе, приобретают странный «ржавый» цвет.

Хотя, слишком странного, тут, ничего нет. Одна из причин «ржавения» скульптур видна, что называется, невооруженным глазом. Уже, полных шесть лет, заброшенный Славянский Курорт убирать некому, в том числе, никто не чистит и не отмывает от пыли и грязи скульптурные изображения героев сказок и мифов.

Но, есть и другая проблема, и она посерьезней. Дело в том, что в атмосфере курортного города Славянска, теперь, носятся, кроме привычных загрязнителей, еще, и вредные вещества, которых, раньше не было.  Они-то и способные портить, а, потом, разрушать, даже, камень.

Из-за дороговизны бытового газа, от чего не на много отстают, также, цены на уголь и дрова, немало жителей Славянска, теперь, отапливают свои дома, сжигая в печах шелуху от семечек подсолнуха. А, уж, этого  «топлива» в Славянске хватает, да и продают его по бросовой цене.

В городе, на территории бывшего предприятия союзного значения, называвшегося «Масложиркомбинат», и сегодня работает маслобойка. Шелухи от семечек вокруг нее сколько угодно, бери - не хочу. В Славянске, еще, действуют  мелкие частные предприятия, занимающиеся, также, маслобойным промыслом. Шелуху на растопку печек люди покупают и у них.

Это, еще, не все. На маслобойки Славянска, помимо, подсолнуховых семечек, привозят, также, семена сурепки. Другое ее название - рапс.  Выращивать рапс выгодно, так как, это стратегический товар. Площадь посевов сурепки растет из года в год, несмотря на то, что это растение землю истощает катастрофически. Но на мировом рынке спрос на масло сурепки, увеличивается, также, безостановочно. И это, потому, что при смешивании, в определенной пропорции, рапсового масла и обыкновенного этилового спирта, выходит, считающееся экологически чистым, и к тому же, сравнительно дешевое, горючее для транспорта различных видов и назначений, включая боевую технику, этанол. Неспроста, ведь, в США ученые разработки по совершенствованию технологий получения этанола и, затем, его производство, финансирует Пентагон. Также, по заказу американского военного ведомства, уже, лет 10 назад, еще одно экологически безопасное  и недорогое горючее, было получено из… малосольных огурцов. Ему дали название - «кукумберин».

И Киевская власть, соображая, за счет чего бы, пополнять государственный бюджет, и в то же, время, не морочить себе голову промышленным производством всяких этанолов и кукумберинов, просто, подталкивает сельхозпредприятия к тому, чтобы, они выращивали, как можно, больше, высокодоходной сурепки.

Но дальше и возникает беда для всей окружающей среды. В шелухе от семечек подсолнухов, так же, как и в кожуре семян сурепки, содержится формальдегид, или, формальдегидная смола. При сжигании шелухи в домовых печках, сажа с содержанием формальдегида, оседает везде, на все постройки, сооружения и монументы. Скульптуры, украшающие парк Славянского Курорта, также, покрываются, теперь,  формальдегидными выбросами каждый отопительный сезон. Потому, словно, старое железо, покрывается «ржавчиной» и камень.

Копоти в воздухе Славянска добавляет, еще, и то обстоятельство, что некоторые городские жители,  в целях экономии своих скудных доходов, топят свои печки, и, вовсе, подножным материалом, собирают на свалках, и просто, где придется, разный сгорающий мусор. И тут, на растопку, кроме прочего, идут рваные галоши, обрезки резины, куски рубероида, просмоленные обломки старых железнодорожных шпал, которые строгали из дерева. После такого отопления, в воздухе пахнет смолой, еще, как.

Люди вынуждены всей такой гарью дышать, губят свое здоровье и скульптуры в парке Славянского Курорта, они превращаются в грустное напоминание о добрых, старых временах.

Николай САМУРОВ