Пять звезд советского кино, прошедших Великую Отечественную войну

Мы помним и любим их как актеров и режиссеров, но за плечами этих людей – настоящий подвиг, они защищали Родину, чтобы подарить ей мирную жизнь. Жизнь, в которой можно снимать кино, смеяться над комедиями и не бояться за завтрашний день. «ПолитРоссия» в рамках спецпроекта «Сотворение мира» рассказывает своим читателям о пяти советских актерах и режиссерах, героически сражавшихся с фашистской Германией.
Владимир Басов
Актера и режиссера Владимира Басова знали все советские зрители от мала до велика. Волк из «Красной Шапочки», Дуремар из «Золотого ключика», глава мафии из «Приключений Электроника» – все это персонажи, блестяще сыгранные Басовым. Но любили его не только дети: «взрослых» ролей у актера немало.
В июне 1941 года Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать подробности о поступлении. Но стать студентом в тот год ему не дала начавшаяся война: она разрушила планы на мирную жизнь. Вместо ВГИКа будущий актер отправился на фронт. Басов прошел всю войну с 1941 по 1945 годы, а в стены института кинематографии вернулся только в 1947-м.
А в роковом июне он отправился на ускоренные курсы в артиллерийском училище. После этого Басов воевал командиром батареи 424-го минометного полка 36-й минометной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва. Был контужен и страдал от последствий этой травмы всю жизнь.
На войне будущий актер и режиссер не забывал о своей страсти: он заведовал самодеятельностью 4-й отдельной стрелковой бригады, организовал около 150 концертов в ротах, на батареях, в блиндажах и непосредственно на переднем крае.
В 1943 году Басов был награжден медалью «За боевые заслуги». А в 1945-м – орденом Красной Звезды. Завершил войну Басов в звании капитана и после задумывался о продолжении карьеры военного, но любовь к кино победила.
Юрий Никулин
Один из любимейших народом СССР актеров – Юрий Никулин – участвовал не только в Великой Отечественной, но и в советско-финской войне. В 1939 году восемнадцатилетний Никулин был призван в армию и служил в войсках зенитной артиллерии под Ленинградом. С первых дней Великой Отечественной батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолетам, прорывавшимся к Ленинграду.
В 1943 году он был ранен и контужен, и после госпиталя будущего Балбеса направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Победу же Никулин встретил в Прибалтике в звании сержанта.
Несмотря на то, что «Семен Горбунков» провел в военной форме порядка семи лет, он все же выбрал актерскую стезю, и мы знаем его по бессмертным ролям. Интересно, что после войны Никулин хотел поступить сначала во ВГИК, а потом в ГИТИС, но ни туда, ни туда его не приняли, потому что не обнаружили у него актерских способностей.
К счастью, Никулин все же прорвался на большой экран и впоследствии получил звания народного и заслуженного артиста, а также немало наград за ударный труд. Но самыми первыми и, возможно, самыми важными его наградами были медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Михаил Пуговкин
Пуговкина советский народ знает по комедийным ролям различных недотеп, но в жизни актер проявил недюжинную храбрость. В июле 1941 года Пуговкин, которому не было еще и восемнадцати, ушел на фронт добровольцем. Был зачислен в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения, в составе которого строил оборонительные рубежи, затем участвовал в Ельнинской операции.
Как позже вспоминала его жена Ирина, Пуговкину тогда очень повезло: еще по дороге колонну добровольцев разбомбил авианалет, и погибло порядка 150 молодых ребят, абсолютно не готовых к войне, безоружных, в летних штанах, майках и тапочках. Но будущему актеру удалось выжить.
Впрочем, война не прошла для него без ранений. В 1942 году из ополченца Пуговкина перевели в разведчики. Он попал в 1147-й полк 353-й стрелковой дивизии, под Ростовом. А в июне 1942-го под Ворошиловском рядом с ним разорвалась немецкая граната, и Пуговкин получил тяжелое ранение.
Он долго лечился в эвакуационном госпитале и едва не лишился ноги: началась гангрена, и врачи собирались ампутировать травмированную конечность. Актер умолял медиков не ломать ему карьеру, и в конце концов ногу удалось спасти. Пуговкин был комиссован, и уже в 1943 году выходил на сцену Московского театра драмы.
Всю жизнь он не любил вспоминать о войне и уклонялся от разговоров об этом времени. Пуговкин был награжден Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».
Алексей Смирнов
«Надо, Федя, надо!». Эту легендарную фразу из «Операции "Ы" и других приключений Шурика» знает каждый. Но не все знают о том, что актер Алексей Смирнов, сыгравший того самого хулигана и тунеядца Федю, героически прошел почти всю войну. В рядах Красной армии Смирнов служил с 1940 года: сначала в составе 7-й минометной бригады, затем – 3-й артиллерийской дивизии прорыва.
Смирнов, как и Пуговкин, не любил вспоминать о войне, но цитаты из его наградных листов говорят сами за себя: «в разведке уничтожил трех и взял в плен двух гитлеровцев», «бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев, на поле боя осталось 17 убитых немцев, сам лично взял в плен семь гитлеровцев», «несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер, уничтожил две пулеметные точки и двадцать гитлеровцев», «заменив выбывшего из строя командира миномета, вел интенсивный огонь, рассеяв до двух взводов пехоты противника»…
По заслугам и награды: Смирнов – полный кавалер ордена Славы, кавалер ордена Красной звезды, обладатель медали «За отвагу».
Незадолго до Победы, в январе 1945 года, актер был тяжело контужен и на фронт уже не возвращался. Началась мирная жизнь, в которой он сыграл множество ролей, вошедших в историю советского кино.
Леонид Гайдай
Гайдай – режиссер, чьи работы любили, без преувеличения, абсолютно все советские люди от мала до велика. Но немногие знают, что Гайдай едва не погиб на войне, и мы могли бы не знать его гениальных фильмов.
Актера и режиссера призвали в армию в 1942 году. Его направили в мирную Монголию, и сам Гайдай, как его сослуживцы, считали это стыдным и рвались в настоящий бой. Поэтому, когда военком приехал отбирать пополнение в действующую армию, Гайдай был настроен решительно и на каждый вопрос офицера отвечал: «Я!».
– Кто в артиллерию?
– Я!
– В кавалерию?
– Я!
– Во флот?
– Я!
– В разведку?
– Я!
– Да подождите вы, Гайдай, – произнес недовольный военком. – Дайте огласить весь список.
Именно из этого случая через годы родится знаменитый эпизод из новеллы «Напарник» («Операция "Ы" и другие приключения Шурика»). А тогда военком направил ретивого солдата на Калининский фронт.
Гайдай служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл, но в 1943 году, возвращаясь с задания, подорвался на противопехотной мине и получил очень тяжелое ранение ноги. Ему, как и Пуговкину, угрожала ампутация, но Гайдай категорически отказался, заявив врачам, что одноногих актеров не бывает. Однако последствия того ранения напоминали о себе всю жизнь. Рана периодически гноилась, Гайдай был инвалидом, но никогда и никому не жаловался.
После войны он окунулся в свою страсть – кино. А за военные подвиги был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
Автор: Оксана Волгина
Источник фото: wikipedia.org
Источник