Главная > Статьи

Выросшие вундеркинды высказались о 9-летней студентке Алисе Тепляковой

Сегодня девятилетняя студентка факультета психологии МГУ Алиса Теплякова не появилась на очередном экзамене зимней сессии, который должна была сегодня сдавать. Прошлый экзамен ознаменовался скандалом с ее отцом. Мы поговорили с вундеркиндами советских времен Савелием Косенко и Ириной Поляковой и узнали их мнение о ситуации с Алисой с высоты жизненного опыта «выросших чудо-детей».

Алиса Теплякова, поступившая в МГУ в возрасте 9 лет, побила все рекорды возрастных границ учащихся вузов; хотя до нее уже были и сестры Диана и Анджела Князевы, которые поступили в финансовый институт в 10 и 12 лет, и Савелий Косенко, ставший студентом МВТУ имени Н.Э. Баумана в 11 лет, и Данила Пигилов, которого приняли на журфак МГУ в 13 лет.

Есть еще и Ирина Полякова, в 13 ставшая студенткой экономического факультета того же МГУ. Успехи всех этих детей вполне можно приравнять к Алисиным. И опыт повзрослевших вундеркиндов, увы, доказывает: в гонке нет никакого смысла.

В свои полтора года девочка-вундеркинд советского времени Ирина Полякова уже хорошо говорила, освоила азбуку и букварь, а к двум научилась читать. В пять лет девочка уже «проглотила» все 26 томов Жюля Верна. В школе девочка несколько раз перепрыгивала через классы, осваивая все уроки самостоятельно. В итоге свой школьный выпускной она отгуляла в 13 лет. В том же 1994 году Ирина стала студенткой экономического факультета МГУ.

Сейчас Ирине 40. Она – директор по PR и маркетингу в крупной международной компании, а еще у нее свой психологический центр. Но, как рассказала нам Ирина, она не считает, что ее успешная карьера как-то связана с тем, что она окончила школу в 13 лет, и даже напротив, она уверена, что добилась бы гораздо большего в жизни, если бы ей не пришлось преодолевать тяжелые психологические последствия всей этой ситуации своего раннего развития.

– У меня было больше проблем в школе, чем в университете, ведь в вузе разница с другими студентами была не так ощутима, как у Алисы Тепляковой, – всего в три года, – рассказывает Ирина. – Но в школе разница ощущалась гораздо больше. Я была одиночкой, детский коллектив меня не принимал. Это был очень тяжелый опыт. Поэтому я скептически отношусь к ситуации с Алисой Тепляковой.

Я считаю, что и в моем случае не было особого смысла прыгать через классы, это реально какие-то эксперименты с психикой ребенка. Мне приходилось много усилий тратить на то, чтобы находить себе друзей, как-то общаться…

Вообще, такие дети бывают двух категорий: либо считают себя сверхгениями, которым ни с кем не интересно общаться, либо, наоборот, сваливаются в депрессию, считают, что с ними что-то не так. У меня была вторая история, я все время чувствовала себя ущербной.

Уже во взрослом возрасте мне пришлось много времени потратить на психотерапевта, у меня были нервные срывы, я лечилась в клинике неврозов… Да, у меня были способности, я стала грамотным менеджером, но, если посмотреть на все мои внутренние усилия, то работа занимала 30% моих ментальных и психических усилий, а 70% занимала адаптация…

– Как вы воспринимаете ситуацию с Алисой Тепляковой? 

– Когда я слышу высказывания отца Алисы, мол, наша задача развивать ребенка, мне хочется спросить – чтобы что? Чтобы она быстрее начала вас кормить, чтобы она быстрее вышла на пенсию?

Жизнь – это процесс, это не гонка за каким-то конечным результатом. Школьные годы, университетские годы – это прекрасное время, которого отец лишает Алису. И задача «учиться» – это не единственная задача.

У нас есть понятия IQ и EQ (эмоциональный интеллект). И последние десятилетия говорят о том, что EQ ребенка имеет большее значение для его успешной и счастливой жизни. «Е-кью» включает в себя развитие навыков социализации, получение жизненного опыта… Это все то, чего Алиса сейчас лишена.

Отец говорит, что, мол, это ей и не нужно, она ходит в МГУ учиться, а не общаться. Но тем самым он отсекает половину того, что ребенок должен в этом возрасте делать. В школьные годы, потом – в институтские молодой человек должен освоить огромное количество вещей помимо учебников: навыки общения, выстраивания своей позиции в коллективе, он должен учиться дружить, ссориться, влюбляться в конце концов. А общаться с братьями и сестрами, на чем делает акцент отец Алисы, – это совершенно не то же самое, как если бы она общалась в саду, школе, вузе...

ИРИНА ПОЛЯКОВА С РОДИТЕЛЯМИ
ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА


Я очень сильно выбивалась из рамок при том, что у меня была разница не такая существенная, как у Алисы. Я все испытала на себе: одиночество в коллективе, чувство «расщепления» – когда ты вроде бы хорошая, стараешься, все делаешь хорошо, тебя хвалят, но при этом ты совершенно одинокая, несчастная, тебя никто не любит, не принимает в круг общения, в игры...

Если у родителей Алисы стоит цель сделать какого-то гения в вакууме, который потом будет жить в «боксе» и выдавать какие-то научные результаты, то это получается какой-то жестокий психологический эксперимент. Но если стоит задача вырастить адаптированного к жизни, счастливого и успешного человека, то такую задачу нельзя решить подобным путем.

По мнению Ирины Поляковой, Алиса — «это обычная маленькая девочка, которая хочет «крылья феи», хочет читать детские книжки, хочет играть, то есть она ведет себя соответственно своему возрасту. Задача родителей – дать ребенку попробовать себя во всем, на что его взгляд упадет. То есть поддерживать поисковую активность, но в случае с детьми Тепляковых ее нет. То, что они сидят и читают книжки, это вообще не то, что помогает развиваться ребенку. Это, видимо, нужно папе для того, чтобы собой гордиться».  

У Ирины подрастает сын, которому сейчас 14 лет, и она счастлива, что он никакой не вундеркинд, а обычный подросток с нормальным счастливым детством – таким, о котором она сама лишь могла мечтать.

САВЕЛИЙ КОСЕНКО В 2010 ГОДУ
ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА


Москвич Савелий Косенко – ровесник Ирины Поляковой, ему 41. В 2 года он уже читал, в 7 – составлял программы на домашнем компьютере. Когда пришло время идти в школу, экстерном сдал экзамены за пять классов. В 10 лет закончил школу, а в 11 стал (в 1991 году) студентом «Бауманки», окончив его в 17 лет (программа «Бауманки» 6-летняя). Учился сразу на двух факультетах – «ЭВМ, комплексы и сети» и «Прикладная математика» – и получил эти две специальности. По окончании университета Савелий уехал за границу и сейчас живет с женой и тремя детьми в Англии.

САВЕЛИЙ КОСЕНКО С ДЕТЬМИ

– У нас трое детей, все умные, но учатся год в год со сверстниками, – рассказывает Савелий. – То есть, прожив эту гонку сам, я не вижу в ней смысла: обучение – это не умение на экзамене по памяти написать правильный ответ, обучение – это процесс наращивания знаний, который длится всю жизнь.

Алиса Теплякова – гениальный ребенок, если смогла осилить школьную программу и входные экзамены в МГУ. То, что она не сдала один экзамен, – это не что-то страшное, все должны быть добрее. 

Мои советы Алисе: держись, ты выдержишь, если даже тебе придется проходить какой-то год медленнее – это не так страшно. Ты никому ничего не должна, и мир не остановится, если даже тебя вынудят пройти программу еще раз.  Родителям Алисы – вы вкладываете невероятные усилия, но не забывайте, что эта история сейчас не о вас, а о ребенке, который работает на максимальном психологическом износе, – иногда давайте ребенку подышать.

ИРИНА БРИЧКАЛЕВИЧ

Источник