Дело не в зайцах, а в провокации
На разных участках Донецкого фронта в тактике артиллерийского огня украинских войск происходят некоторые изменения, не лишенные примечательности.
Так, на Южно-Донецком направлении, неподалеку от Еленовки и Докучаевка, к северу и западу от Марьинки, за которую сейчас идут бои, и на подступах к Горловке, 16-18 декабря была зафиксирована внешне бесцельная стрельба украинской артиллерии, снаряды разрывались просто в поле, где не было никаких позиций или расположений подразделений сил Русской коалиции. Среди местных жителей на сей счет появилась, даже, шутка: теперь - зима и потому, такие обитатели полей, как ежи и суслики, обосновались в своих норах, зато по степям и посадкам снуют зайцы и лисицы, вот по ним укронацики и бьют из пушек.
Но дело не в зайцах с лисами. Ведущийся орудийный огонь относится к тревожаще-провоцирующему типу. Таким способом противник "прощупывает" хладнокровие и боевую грамотность Союзных сил, надеясь, что, авось, где-нибудь начнут отвечать также артиллерийской стрельбой и тем самым, обнаружат места нахождения огневых средств. И этим, если действовать быстро, можно будет воспользоваться.
У Вооруженных формирований киевской власти есть и еще один резон особо артиллерийские боеприпасы не жалеть.
Давно уже известно, что ствольная артиллерия, в том числе, крупных калибров, из всех видов тяжелых вооружений - самый дешевый и при производстве, и при последующей боевой эксплуатации. В эту оценку входит стоимость выпуска, доставки и расхода снарядов.
Одноствольные пушки и гаубицы, действительно, производить заметно дешевле, чем реактивные системы залпового огня (РСЗО), ракетные установки, самоходные артиллерийские орудия, танки. Перемещать ствольную артиллерию, также, сравнительно легко: достаточно того, чтобы, в случае необходимости, орудие взяла на буксир любая единица армейского транспорта, хоть колесного, хоть гусеничного. В каких-то крайних случаях пушки можно перетаскивать с места на место и прадедовским способом - вручную. В пушки, хотя для современных условиях это звучит, как анекдот, по старой памяти получится запрячь и тягловых животных - лошадей или ослов.
Военная авиация, и подавно, дорогое удовольствие. Для боевого применения самолетам и вертолетам, прежде, надо подняться в воздух со всеми полагающимися вооружением, боекомплектом, снаряжением и с баками, заполненными горючим. Параллельно с этим в нужном режиме должны работать и наземные службы обеспечения учебных или боевых вылетов.
Военная теория сейчас склоняется и к тому, что уже в недалеком будущем в отдельную отрасль производства и вслед за этим в самостоятельный род оружия могут выделиться беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Разнообразие их моделей и модификаций, так же как и чисто арифметичекое количество беспилотников применяемых для решения боевых задач, сейчас растут из года в год, от одного военного конфликта к другому. Но и "раскрутка" БПЛА во всех обозначившихся отношениях, что также, совершенно очевидно, требует немалых дополнительных денег.
А снарядов для обыкновенных ствольных орудий в распоряжении украинской армии хватает. Орудия калибров 100, 122 и 152 миллиметра заряжаются снарядами из еще остающихся на складах советских запасов. Кое-что, в этом плане, подвозят из стран Восточной Европы. Импортируемые Киевом орудия натовского калибра - 155 миллиметров - соответствующими снарядами страны Североатлантического альянса и снабжают.
Вот почему, у противника остается возможность "перетасовывать", словно карточную колоду, и различные приемы в огневой тактике.
Николай САМУРОВ