Главная > Статьи

Будители Донбасса, провозвестники воссоединения…

В январе нынешнего года исполнилось ровно 30 лет со дня выхода первого номера газеты «Донецкий кряж». К сожалению, в июле 2014-го это издание прекратило свое существование, но тот вклад, который оно внесло в политические процессы не только в Донбассе, но и за его пределами, переоценить трудно.

Те, кто хорошо знал газету, изучал вдумчиво каждый новый номер, вчитываясь в каждую букву, убеждены, что «Донецкий кряж» можно смело назвать предвестником Русской весны, триггером тех процессов в политике, экономике, в сознании людей, запустившим необратимые процессы по возвращению домой, в родную российскую гавань, не только Крыма, но и всех Новороссийских земель, ставших по воле некоторых государственных деятелей украинскими.

С первого номера газета заявила о себе как об издании со своей четкой позицией, отстаивающей права русскоязычного населения тогда еще юго-востока Украины. Читатели приняли «Донецкий кряж» с восторгом, ведь с распадом СССР вся пресса резко «пожелтела» и даже периодика с известными названиями начала позволять себе печатать новости из жизни так называемых звезд шоу-бизнеса. Порой в погоне за популярностью терявшие своего читателя газеты освещали даже темы интимной жизни.

И вот в этом «желтом» море появляется газета со своим стилем, своим стержнем, своим способом донесения информации до читателя. Создавшие «Донецкий кряж» уроженцы Сибири, известные собкоры газеты «Правда» Тамара и Борис Глотовы, прошли сильную школу в газете номер один всего СССР. Они умели не просто писать статьи самого высокого уровня. Они были талантливыми руководителями, знавшими и понимавшими, как сколотить около себя команду профессионалов. Команду, способную доносить до читателя достоверную информацию без налета пропаганды, бить оппонентов только фактами.

Основатели «Донецкого кряжа» сами были семьей, поэтому и в коллективе царила семейная атмосфера. Семейная в плане дружбы, взаимовыручки, взаимопонимания, но ни в коем случае не попустительства. Каждый сотрудник четко знал свои профессиональные обязанности и выполнял их на отлично. Приветствовалась и инициатива, рассматривались любые смелые предложения. Ценилась молодежь. И Тамара Васильевна, и Борис Михайлович не боялись принимать в коллектив молодых журналистов, доверять им важные задания. Они умели видеть одаренных и корректно обучали многообещающих молодых журналистов основам профессионального мастерства, превращая их в классных профессионалов.

Политика

Политика – это то, без чего не будет интересна ни одна газета. Чтобы писать о новостях политического фронта, мало иметь просто образование историка или политолога. Важно знать, понимать и любить то, о чем ты пишешь. Понимать глубокого, видя подводные камни политических процессов, и на этом основании делать верные выводы и даже прогнозы. Передовицы мастерски писали сами Тамара и Борис Глотовы. Затем начали блистать и их ученики. Талантливых политических обозревателей в «Донецком кряже» было много. Долгое время в газете проработала Ирина Попова, нынешний депутат Народного Совета ДНР, глава Форума спасения Мариуполя. Совсем молодым человеком пришел в газету выпускник исторического факультета Донецкого национального университета Алексей Иванов. Впоследствии он стал заместителем главного редактора, а его хлесткие, полные обидной для украинских националистов критики статьи не раз превращались для нациков в повод подавать на газету в суд.

Мне особенно запомнилась реакция Алексея на визит в детский садик Львова одной из известных украинских националисток Ирины Фарион, во время которого сия дама учила малышей, как правильно, по-украински, произносить свои имена. Углубившись в филологию, Иванов доказал, что в украинском языке нет имени ни Ирина, ни Ирына. И если пани Фарион желает «правильно зваться», то она должна именовать себя Ярыной. Да и с фамилией загвоздочка вышла. Если перевести слово «фарион» с венгерского, то получится нечто вроде «обманщик». И так, при украинизации своих фамилии и имени, Ирина Фарион должна стать Ярыной Брехун.

Ярким, эрудированным и остроумным автором был Игорь Сычев. На самые разные темы писала и Марина Харькова, впоследствии ставшая главным редактором «Донецкого кряжа».

Неудивительно, что сейчас имена журналистов «Донецкого кряжа» присутствуют на «Миротворце».

Экономика и социалка

Об экономике, как и о производстве, на страницах «Донецкого кряжа» писали часто и много. Коллектив старался отзываться на все возникавшие у простых людей проблемы и помогать в их решении в меру своих сил.

Хорошо разбирался в тонкостях многих производственных процессов историк по образованию Игорь Сычев, часто писавший о том, что происходит на многих известных предприятиях Донбасса.

А социальная сфера долгое время была в ведении Людмилы Лях. Пожалуй, это одна из самых сложных тематик. С одной стороны, чтобы написать о какой-то проблеме, с которой столкнулся человек, не требуется каких-то специфических знаний. Но в любом случае историю нужно пропустить через свое сердце, чтобы она была изложена не формально, а с тем теплом и сочувствием, которое вызовет отклик. Еще сложнее было в те времена получить комментарии от сотрудников государственных структур, не жаловавших свободных, не «карманных» представителей СМИ. Сложно было к ним пробиться и еще сложнее добиться не пустой отговорки, а более или менее содержательного комментария. Зачастую для помощи в решении социальных проблем требовались и знания в области юриспруденции. И Людмила Лях справлялась с этим. Завидя ее на пороге своего кабинета, чинуши тех времен, когда Донбасс был частью Украины, начинали нервничать и делали все, чтобы решить проблему.

Ветераны

Людям, победившим немецкий фашизм, нашим героическим дедам и прадедам, на страницах «Донецкого кряжа» уделялось первостепенное внимание. Каждый журналист, как штатный, так и сотрудничавший с газетой по договору, стремился не пропустить ни одной памятной даты и взять интервью у ветеранов Великой Отечественной войны. Сегодня эти строки, сохранившиеся в подшивках газеты в библиотеках и у кого-то из верных читателей, просто бесценны. Они живые страницы истории, чудом сохранившиеся трудами журналистов «Донецкого кряжа». Ведь многих ветеранов уже нет в живых, и их воспоминания, несущие истинную правду о событиях самой страшной в истории войны, бесценны для историков.

Правде об истории нашей Родины, нашей страны посвящались огромные публикации авторов, имевших профильное образование и понимавших, как страшны процессы, происходившие в украинском обществе, – процессы героизации нацистских преступников, процессы переписывания и подтасовки исторических фактов, когда Великая Отечественная именовалась Второй мировой, а победа в ней отдавалась не Красной армии, а воякам из США.

Авторы газеты, сажавшие украинских псевдоисториков в лужу неоспоримыми фактами, превратились во врагов укронацистов. Но молодежь Донбасса росла, имея возможность знать правду. В том числе и об истории создания Донецко-Криворожской республики, прародительницы сегодняшних ДНР и ЛНР. Об этом периоде нашей истории читателям «Донецкого кряжа» рассказывали люди, имевшие непосредственное отношение к «Интердвижению Донбасса» – общественной организации, о деятельности которой мы уже писали на страницах «Донецка вечернего». Организации, чьи идеалы и устремления стали предвестником событий Русской весны. Среди этих авторов буквально блистал Дмитрий Корнилов. Поэтому тема Донецко-Криворожской республики раскрывалась грамотно и профессионально, знакомя читателей всех возрастов с фактами, согласно которым наша земля всегда была Россией и наши люди всегда стремились быть с Россией.

Дмитрий Корнилов

Слово читателя

Стать автором статьи на страницах «Донецкого кряжа» мог любой читатель, приславший интересный материал. Но была и площадка, где можно было высказаться на предложенную тематику, дать свой эксклюзивный комментарий. Это рубрика «Вопрос, конечно, интересный». Долгое время ее вела Ирина Попова. Затем посчастливилось мне.

На заранее озвученный вопрос читатели отвечали в телефонном режиме, а ведущий рубрики набирал их ответы, и они выходили на странице газеты. Для каждого читателя это было поводом для гордости. Одни старались писать так, чтобы их не правили. Другие, наоборот, с волнением говорили: «Ну вы же подправите мои высказывания, если что не так». Это был очень интересный формат для обеих сторон. Живое общение, живое мнение. Порой какие-то замечания и даже критика, но всегда обоснованная и конструктивная, столь нужная каждому изданию. Порой наши дорогие читатели подбрасывали интересные темы.

У меня вообще состоялась незабываемая встреча с читателем, разговаривая с которым я выяснила, что ребенком он прятался с мамой и братом в госпитале, располагавшемся в катакомбах Севастополя, где в это же время лежал мой раненый прадедушка. И вот солидный седовласый читатель оказался тем самым мальчиком Алешкой, который разбудил прадеда ровно в тот самый момент, когда выкрикивали его фамилию, чтобы вынести к выходу для эвакуации. Прадедушка вовремя отозвался. В ином случае его могли счесть умершим и стали бы выносить солдат далее по списку. Такая вот потрясающая встреча.

Собкоры «Кряжа»

На страницах газеты писали не только о том, что происходило в Донбассе. Освещались интересные темы по всей тогдашней Украине и за ее пределами. Иногда о жизни в Европе или Америке рассказывали выехавшие друзья и знакомые сотрудников газеты. Но особое место занимала Россия, где долгие годы собкором был Александр Дмитриевский. Его публикациями из горячих точек зачитывались. Его рассказы о путешествиях автостопом захватывали не хуже приключенческого романа, вызывая желание раскрасить серые будни туристическими поездками по всей стране.

Александр Дмитриевский на Универсиале в Казане

Культура

Писать о театрах, филармонии, да и о событиях из мира культуры в целом было моим призванием, моей специализацией. Карьеру журналиста я начала в другом издании, где рецензии на театральные премьеры приходилось пробивать с боем. «Ну ты подумай, сколько людей ходит в театр? Да и кому вообще нужны твои оперы и балеты? Лучше на концерт «Иванушек» сходи, и там я тебя не ограничиваю по площади», – говорил мне мой первый начальник. Я писала о том, как визжали малолетние поклонницы «Иванушек», как хихикала и висла на парнях из «Чая вдвоем» подвыпившая Лайма Вайкуле, как отплясывали на сцене «Дружбы» полуголые «Блестящие», заставившие журналистов ждать пресс-конференцию более получаса. Но я понимала, что не это журналистика!

Газету читали даже в Южной Осетии

Знакомство с «Донецким кряжем» повернуло мое творчество в иное русло, и из грязного «желтого» потока я выплыла в море культуры и классического искусства, где мне было разрешено писать правду. Правду о том, что хорошо и что плохо. Хвалить чистоту и красоту, разносить пошлость и бездарность. Так и родился мой творческий псевдоним Ольга Стретта. Ведь человек, писавший «каким классным» был концерт «Отпетых мошенников», просто не имел права рассуждать о том, насколько хорошо ведущий тенор «Донбасс Оперы» спел арию в новой постановке, или давать свою оценку новому спектаклю на сцене Донецкой муздрамы.

«Донецкий кряж» дал мне возможность расти и развиваться. Благодаря моим наставникам я полюбила профессию журналиста и поняла, что это мое призвание. И то, что я смогла сохранить себя как журналист и в процессе гражданской войны, начавшейся в 2014 году, и не сломаться – это тоже заслуга школы, пройденной во время работы в «Донецком кряже».

Приятно осознавать, что люди, имевшие отношение к газете, когда-то сотрудничавшие с ней, не потерялись в этой жизни даже после того, как столкнулись с таким страшным испытанием, как война в Донбассе. Пусть мы уже не работаем в одном коллективе, но каждый остался верен своим убеждениям, каждый нашел себя в новой ипостаси и продолжает нести в жизнь правду. Ведь с нами Бог, и наша сила – в правде.

Ксерия БЕЛАШОВА

Здравствуйте!

(Манифест «Донецкого кряжа»)

Здравствуйте, дорогие читатели новой газеты «Донецкий кряж»! Здравствуйте и процветайте на этой древней прекрасной земле, пропустившей через себя и переработавшей на свой лад мириады судеб!

И наши горы были молодыми и остроконечными всего несколько миллиардов лет назад. В складчатые и старые, ушедшие глубоко в землю, их превратил последний, Вюрмский ледник всего 12 тысяч лет назад, а затем поработали ветры, морозы, время.

Мы так устроены, что считаем свое собственное существование на земле чем-то исключительным и неповторимым. Вот сейчас отмеряем границы, хватаемся то за один, то за другой лозунг, унижаем прошлое, ищем врага и виновника, словно есть истина в последней инстанции. А между тем мы только звено во временной цепи, не нами начатой и конец которой нам неизвестен.

Еще 250 тысяч лет назад здесь жили первые люди. Донецкие археологи нашли их зубила. Всего 30–35 тысяч лет назад кряж осваивали неандертальцы. Затем их сменили кроманьонцы. Этот, уже современный, тип человека настолько резко отличался от своих ближайших предшественников, что археологи, историки до пор ищут разгадку тайны такого превращения.

Раскопки доказывают, что кроманьонцы отличались от нас только тем, что не имели образования. Но их основные заботы, их радости были теми же, что и у нас: соорудить жилище, добыть, родить, вырастить детей, научить их жить и бороться за свое существование. Археологи отмечают, что для хозяйства кроманьонцев был характерен присваивающий тип отношения к природе, окружающему. Разве мы изобрели что-то другое? Мы тоже присваиваем что можем. А в последнее время только тот, кто умеет присваивать без зазрения совести, и процветает.

Намного ли мы мудрее, если уже в эпоху неолита – около 6 тысяч лет назад – знали ткачество, первые искусственные материалы, к примеру керамику, было разделение труда. И первый уголь нашли и применили не в XVIII веке, а намного раньше. По нашему кряжу, по нашим степям пронеслись поколения киммерийцев, о которых писал Гомер, воинственных скифов и еще более воинственных сарматов, пришедших из Поволжья, Прикаспия. А дальше волна за волной – гунны, готы, печенеги, половцы.

Их история – это история бесконечных войн. Чуть что – война. Может быть, нам и впрямь после тысячелетних количественных накоплений действительно дан шанс научиться жить без войн, руководствуясь языком разума и ответственности?

Вот сейчас во главу ставим разделение населения но национальному признаку. А между тем, как свидетельствуют историки, нации начали складываться на нашей земле в XII–XIII веках, а до сих пор были племена. И первая государственность коснулась этих краев при Петре I. Граница России тогда пролегла по Бахмутскому уезду. А за границу прорывались беглые люди из Курской, Орловской волостей и селились на кряже и в примыкавших степях, то есть в нынешнем Донбассе. Но самое неожиданное то, что до Русско-турецкой войны эти земли принадлежали… туркам.

На днях политологи из «Останкино» пророчествовали, что самый тяжкий конфликт, грозящий перерасти в военный, назревает между Украиной и Россией. Люди! Не допустим этого!

Так избавь нас Бог от синдрома дележа, а то и доделимся до неандертальцев. Давайте жить по здравому смыслу, ибо история все же не должна проходить бесследно.

Назвав свою газету «Донецкий кряж», мы вовсе не хотели ограничить круг наших читателей его географическими рамками. Мы хотели бы, чтобы кряж стоял как бы символическим хребтом. Историки говорят, что по Донецкому кряжу издавна проходили торговые пути. Средневековые шляхи Муравский, Изюмский, Азовско-Изюмский были коридорами, которые соединяли Россию, Нижнее Поволжье, Нижний Дон, Северное Причерноморье.

Эти коридоры не забыты, генетическая память живет в нас. И сейчас на Украине есть проблемы, болевые точки, которые присущи ее юго-востоку. Цель нашей газеты – отражать его интересы, вписывать их в политику всего государства, привлекать к ним внимание, печатным словом бороться за них.

Кредо сотрудников газеты – здравый смысл. Мы будем стараться анализировать политические, экономические, социальные процессы, проходящие на юго-востоке Украины, привлекая для этого политологов, социологов, экономистов, историков, практиков.

Мы будем писать о селе и городе, об экономике и искусстве, о партиях и личностях. Мы уверены, что история станет вашей любимой темой. У нас вы найдете судебные очерки, рассказы о деловых людях. Нашим автором может стать каждый – мы ставим цель публиковать разнообразные точки зрения. В общем, задача сложная. Но и вдохновляющая.

Итак, здравствуйте!

Опубликовано в газете «Донецкий кряж» 22 января 1993 года

Источник