Лауреат Пулитцеровской премии американский журналист Сеймур Херш, ранее разоблачавший массовое убийство мирных жителей в Май Лай американскими солдатами в 1969 году, а теперь прямо обвиняющий администрацию Байдена во взрыве трубопровода «Северный поток» наряду с поддержкой Норвегии для получения геополитических и финансовых выгод США, дал интервью немецкому журналисту Фабиану Шайдлеру. Но, как мы уже говорили, Сеймура Херша трудно "укоротить", он слишком велик даже для механизма "глубинного" американского государства.
В статье Херша говорится, что в декабре 2021 года советник по национальной безопасности США Джейк Салливан созвал совещание недавно сформированной на тот момент оперативной группы, состоящей из военных, сотрудников ЦРУ, Госдепартамента и Казначейства. Он хотел разработать план по уничтожению трубопроводов "Северного потока".
"Эта группа была первоначально созвана для изучения... проблемы. Все они встречались в очень... секретном офисе. Прямо рядом с Белым домом находится здание, Executive Office Building, которое соединено с Белым домом подземным туннелем. А наверху находится офис секретной внешней консультативной группы под названием Консультативный совет президента по разведке. Я упоминаю об этом, чтобы те, кто часто бывает в Белом доме, понимали, что у меня есть эта информация.
Итак, группа была созвана для рассмотрения вопроса о том, что мы будем делать, если Россия вступит в войну. Эта встреча состоялась за три месяца до войны, перед Рождеством 2021 года. Это была группа высокого уровня, возможно, у нее было другое название, но я назвал ее "межведомственной группой", я не знаю ее официального названия, и существовало ли оно. В ней участвовали ЦРУ и Агентство национальной безопасности (АНБ), которое следит за телекоммуникациями, Государственный департамент и Министерство финансов, которое предоставляет деньги и, вероятно, еще несколько организаций. Также были представлены начальники штабов сухопутных войск. Суть заключалась в том, чтобы дать рекомендации, как остановить действия России в Украине: либо обратимыми мерами, такими как санкции и экономическое давление, либо необратимыми, "кинетическими" мерами, например, взрывами. Я не хочу вдаваться в подробности или говорить об этой конкретной встрече, потому что я должен защитить свой источник. Я не знаю, сколько человек принимало в ней участие", - сказал Херш.
Он даже задался вопросом, знал ли канцлер Германии Олаф Шольц о планах США, поскольку президент Байден одобрил план взрыва трубопроводов 20 января 2022 года. "Я думаю, это было 20 января. А затем президент, когда он проводил пресс-конференцию с канцлером Германии 7 февраля 2022 года, также сказал, что мы можем это сделать. Канцлер Германии тогда не сказал ничего конкретного, он был очень расплывчат.
Один вопрос, который я хотел бы задать Шольцу, если бы председательствовал на парламентских слушаниях, заключается в следующем: "Говорил ли вам об этом Джо Байден? Рассказал ли вам Джо Байден в то время, потому что он был так уверен, что сможет уничтожить трубопровод? Как у американцев, у нас не было плана на тот момент, но мы знали, что у нас есть возможность это сделать".
Взрыв "Северного потока", говорит Херш, произошел в конце учений "Балстоп". "В последнюю минуту Белый дом заколебался... Президент сказал, что боится это делать. Он передумал и отдал новые приказы, позволяющие дистанционно взорвать бомбы в любое время. Это можно сделать с помощью обычного глубинного искателя, кстати, производства Raytheon, пролететь над местом и сбросить цилиндр. Он посылает низкочастотный сигнал, его можно описать, как звук флейты, можно установить разные частоты.
Однако существовал страх неудачи... В команде было беспокойство по поводу поиска нужного препарата, и на самом деле нам пришлось обратиться в другие разведывательные службы, о чем я намеренно не стал писать. Джо Байден решил не взрывать их в июне... через пять месяцев после вторжения России. Но в сентябре он приказал это сделать.
Объединенный комитет начальников штабов, люди, которые делают все для Соединенных Штатов, делают то, что говорит президент. Поэтому сначала они думали, что это полезное оружие, которое он сможет использовать в переговорах. Но через некоторое время после вторжения русских, а затем после завершения операции все это стало вызывать все большее отвращение у людей, которые ею руководили. Это люди, работающие на высших должностях в разведке и хорошо подготовленные. Они выступали против проекта, считали его безумным.
Вскоре после нападения, после того как они сделали то, что им сказали, возникло много гнева по поводу операции и неприятия со стороны тех, кто в ней участвовал. Это одна из причин, по которой я так много узнал. И я скажу вам еще кое-что.
Люди в Америке и Европе, которые строят трубопроводы, знают, что произошло. Я говорю вам нечто важное. Люди, владеющие компаниями, которые строят трубопроводы, знают эту историю.
Я не слышал эту историю от них, но я быстро узнал, что они знают.
Министр иностранных дел Антони Блинкен заявил на пресс-конференции через несколько дней после взрыва трубопроводов, что у Путина был отобран важный рычаг власти.Он сказал, что уничтожение трубопроводов - это огромный шанс лишить Россию возможности использовать трубопроводы в качестве оружия. Таким образом Россия больше не сможет оказывать давление на Западную Европу. Поэтому был страх, что Западная Европа не поддержит Украину. Я думаю, что причиной такого решения было то, что война шла не очень хорошо для Европы, которая боялась приближающейся зимы. Проект "Северный поток - 2" был приостановлен самой Германией, и США боялись, что перед лицом холодной зимы они отменят санкции.
Что касается мотивации действий американцев, то, как сказал Херш, "я не думаю, что они все хорошо продумали": "Я знаю, это звучит странно. Я не думаю, что госсекретарь Блинкен и другие члены правительства приняли решение после долгих раздумий. В американском бизнесе есть люди, которым нравится идея, что мы становимся более конкурентоспособными. Мы продаем сжиженный природный газ (СПГ) с чрезвычайно высокой прибылью, мы делаем на этом большие деньги. Я уверен, что были люди, которые думали, что это даст толчок американской экономике. Но в Белом доме, я думаю, всегда были одержимы переизбранием, и они хотели выиграть войну, они хотели одержать победу, они хотели, чтобы Украина каким-то волшебным образом победила. Возможно есть люди, которые думают, что для нашей экономики лучше, если немецкая экономика будет слабой, но это безумие. Я думаю, что мы попали в ловушку, которая не сработает, война не закончится хорошо для администрации Байдена".
Когда речь заходит о том, как закончится война, Херш отмечает: "Неважно, что я думаю. Я знаю только одно: эта война никак не может закончиться так, как мы хотим, и я не знаю, что мы будем делать, заглядывая в будущее. Меня пугает, что президент был готов пойти на это. И люди, которые руководили этой миссией, верили, что президент знал, что он делает с народом Германии, что он наказывает его за войну, которая идет не очень хорошо. И в долгосрочной перспективе это не только повредит его репутации как президента, но и нанесет большой политический ущерб.
Это будет клеймом для США. Белый дом опасается, что Германия и Западная Европа прекратят поставлять оружие Украине. Еще одним опасением является возобновление строительства газопровода "Северный поток". Я бы задал канцлеру Шольцу много вопросов. Я бы спросил его, что он узнал в феврале, когда встречался с президентом[Байденом]?
Операция была совершенно секретной, и президент не должен был никому рассказывать о нашем потенциале, но он любит поговорить, иногда он говорит то, что не должен говорить.Дело в том, что Байден решил дать немцам замерзнуть этой зимой. Президент Соединенных Штатов предпочел бы, чтобы Германия замерзла, чем перестала поддерживать Украину.
Я бы выразился проще. Люди, участвовавшие в операции, увидели, что президент хочет заморозить Германию ради своих краткосрочных политических целей, и это их напугало. Я говорю об американцах, которые верны Соединенным Штатам".