Актуально: «Связь ― это почерк войны !»
Любая война, как сущность, требует тщательного анализа происходящих на ней процессов, а также извлечения уроков и выработки адекватных корректирующих действий даже из эпизодических и несистемных событий. Не является исключением и настоящая Специальная военная операция. Мы в ней обязаны победить !
Сейчас обстановка требует вернуться в события новогодней ночи и сделать из них правильные выводы. Напомню последовательно официальные сообщения :
― Минобороны России сообщило о гибели российских военнослужащих в результате удара ВСУ из РСЗО HIMARS по пункту временной дислокации в Макеевке. По данным оборонного ведомства, жертвами обстрела в новогоднюю ночь стали 89 российских военных, в том числе заместитель командира полка подполковник Бачурин.
― В Минобороны РФ сообщили, что комиссия по расследованию артобстрела ВСУ в Макеевке работает. Предварительно установлено, что основной причиной произошедшего стало включение и использование, вопреки запрету, солдатами мобильных телефонов в зоне досягаемости средств поражения противника.
― Это позволило противнику запеленговать и определить координаты расположения военнослужащих для нанесения ракетного удара. Принимаются необходимые меры по исключению подобных трагических происшествий в будущем, — пояснил первый замначальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Севрюков.
Скажу сразу, что в тот день, а точнее в ночь, возмездие настигло врага незамедлительно : ответным огнём наших войск были уничтожены 2 пусковые установки РСЗО, из которых укропы (сленг – здесь и далее) вели огонь по Макеевке. Кроме того, в результате ударов по скоплению военной техники и живой силы противника в районе ж/д станции Дружковка, уничтожено ещё 4 пусковые установки РСЗО HIMARS, 4 боевые машины РСЗО RM-70 «Вампир», более 800 реактивных снарядов к ним, 8 автомобилей, а также 212 украинских боевиков и иностранных наёмников.
А вот выводы комиссии, на мой взгляд, страдают поспешностью и упрощением ситуации.
Тут дело вот какого рода : несмотря на всю трагичность момента, примитивным запретом использования средств связи общего назначения цели не добиться. У нас за плечами уже почти 9 лет войны и наработан, в том числе, и собственный опыт использования на ней различных гаджетов. Мы знаем немало случаев, когда умелое владение средствами мобильной связи, даже незащищённой, спасало нашим бойцам жизнь вследствие своевременно оказанной им медицинской помощи или, например, оперативного доведения иносказательно переданных приказов командиров. Такова фактология боевых действий в актуальных условиях. Исходя из этого, необходима ощутимо более глубокая проработка проблем защищённости войсковой связи.
Здесь необходимо обратиться к бесценному опыту нашего знаменитого земляка (он уроженец Горловки) Ивана Терентьевича Пересыпкина* ; 80 лет прошло уже, а наработки возглавляемых им ведомств актуальны и сегодня, как никогда ! Это его крылатая фраза вынесена в заголовок этого репортажа.
Сам Иван Терентьевич, а также его сотрудники свои наработки по направлению «защита и помехозащищённость каналов связи» выстраивали на основе, так называемой, теории нулевых градиентов. Вкратце, суть её такова : если в каком-то районе боевых действий напряжённость электромагнитного поля с течением времени изменяется слабо, то это существенно затрудняет противнику возможности запеленговать тот или иной источник радиосигнала.
В новогоднюю ночь в Макеевке это положение как раз имело место быть. Несмотря на достаточно локализованное размещение наших военнослужащих (само по себе это недопустимо, но это другая проблема и её надо рассматривать отдельно), их мобильные телефоны одномоментно не включались : у кого-то из бойцов с первой попытки не произошло включение на сеть, кто-то выключал или перезагружал ранее включенные гаджеты и т.д. К тому же, место дислокации наших военнослужащих находилось в городской черте и переходные процессы локальной радиокоммутации накладывались на аналогичную картину от аппаратов местных жителей. Соответственно, возможности для пеленгования нашей располаги (сленг) с укроповской стороны, конечно, были, но несущественные. То есть причина трагедии иная.
Снова возвращаемся к Начальнику Главного управления связи Красной Армии : Государственный комитет обороны, Ставка Верховного Главнокомандующего, Нарком связи приняли энергичные и эффективные меры для срочного исправления сложившегося положения. Была перестроена система управления связью в Красной Армии – от Генштаба до батальона. В самое напряжённое время битвы за Москву И.Т. Пересыпкин лично возглавил строительство специального, защищённого от помех, кольца связи вокруг Москвы, а также восточного полукольца. В результате была получена возможность подключаться к этим линиям, минуя узлы связи Центра, что существенно улучшило управление войсками.
Проецируем вышесказанное на нашу ситуацию : Республиканский оператор мобильной связи «Феникс» частично, а в городских агломерациях – во многом использует инфраструктуру, доставшуюся нам от украинских довоенных операторов «KyivStar» и «Life». Вот защищённость их, пусть даже и отфрагментированных от базовых сетей, серверов вызывает вопросы. Думаю, что враг получил доступ к этим серверам. Возможно, случайно, возможно, имел место взлом, а возможно, причины доступа находятся в компетенции Главного управления контрразведки СМЕРШ, как бы оно сейчас ни называлось.
Как бы там ни было, без обустройства независимых сетей связи мы не обойдёмся.
И дальше, опять таки обращаемся к наследию Ивана Терентьевича Пересыпкина : В 1941 г. по решению ГКО в дополнение к трём действующим линейным батальонам связи были сформированы еще 10 ремонтно-восстановительных батальонов, каждый – численностью 750 человек ; к маю 1942 г. они были переформированы в 25 батальонов по 300 человек. В батальоны связи были призваны высококвалифицированные специалисты из Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), а также выпускники Московского института инженеров связи и Военной академии связи.
Война – это не только, кто кого перестреляет, это ещё и кто кого передумает, превзойдёт интеллектуально, обеспечит возможность использовать лучшие качества бойцов. Что это означает для нас практически? Запреты – запретами. Всё равно, мобильные телефоны будут попадать непосредственно в зону боевых действий, даже иногда смартфоны – на передок (сленг). Но этим процессом надо управлять. Ни в коем разе не использовать гаджеты, использующие какие-либо компоненты фирмы Apple – их достаточно проблематично «перепрошивать», а некоторые невозможно по причине закладных функций. Если уж не обойтись без смартфона, то (пусть это не будет рекламой) Xiaomi производства Китайской Народной Республики после 11.09.2022 г. – такой гаджет ощутимо легче оснастить защищённым аккаунтом. Я думаю, этим займутся подразделения, обеспечивающие информационную безопасность наших войск. Хотя, конечно, в идеале, я рассчитываю в 2024 годе (сленг) взять в руки отечественный смартфон.
Как видим, затронутая тема очень обширна. Но этот участок пути нам надо пройти эффективно и достаточно быстро. И тогда почерк войны, которым является связь, будет нашим ! Так победим !
Военный обозреватель Дмитрий Пилотов
__________________
*) Пересыпкин И.Т. ― Народный комиссар связи СССР, Заместитель Наркома обороны СССР и Начальник Главного управления связи Красной Армии – по 1946 г. После войны ― Министр связи СССР, Маршал войск связи.