Несколько дней назад в украинских СМИ активно обсуждали тему внезапно почерневших крестов Киево-Печерской лавры. Одни списали все на оптический обман. Другие говорили, что кресты такие уже лет десять. А третьи усмотрели в этом нечто мистическое.
Так или иначе, но повод искать дурные предзнаменования был. Национальный заповедник "Киево-Печерская лавра" обязал монахов
Украинской православной церкви в срок до 29 марта покинуть здания монастыря.
Формально вся обитель принадлежит государству как историко-культурный заповедник. Часть ее — нижняя лавра — с 2000-го находилась в безвозмездном пользовании канонической церкви. Там расположены мужской монастырь и резиденция главы УПЦ.
А в верхней лавре — музейной части — Трапезная церковь и Успенский собор, в которых духовенство совершало богослужения по выходным и праздникам. В остальные дни вход туда был по платным билетам.
Но в конце декабря украинский Минкульт не стал продлевать договор, и с 1 января священники уже не могли переступать порог этих храмов. Сделано это было, однако, неправомерно. Министерство сообщило о решении не за два месяца (как положено по закону), а всего за несколько дней до истечения срока аренды.
Православный священник идет по территории Киево-Печерской лавры
Теперь же монахов изгоняют со всей территории лавры.
Исполняющий обязанности директора заповедника Александр Рудник ссылается на выводы межведомственной рабочей группы, которую создал президент Зеленский с целью "изучения вопроса использования государственного имущества", переданного УПЦ.
В результате контрольный орган выявил ряд хозяйственных нарушений, допущенных монастырем. Правда, никаких подтверждений не опубликовал.
В канонической церкви заявили, что требование покинуть лавру не может быть выполнено. Для этого нет юридических оснований.
"Руководство заповедника прислало ультиматум, в котором без каких-либо объяснений объявило о разрыве договора аренды. <…> Такие требования ничего общего с законодательством
Украины не имеют", — пояснил председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Неженский и Прилукский Климент.
Он также обратил внимание, что власти так и не определили процедуру передачи культурных ценностей, находящихся в обители. Речь об иконах и мощах.
Сотрудники СБУ в Киево-Печерской лавре
"На каком основании передавать это людям, которые не имеют к нему (монастырю. — Прим. ред.) никакого отношения, — возмущается митрополит. — Они его <…> только разрушали все предыдущие годы и теперь хотят отобрать у нас".
Тем самым он намекает: с начала 1990-х лавру реставрировали целиком на средства УПЦ. Более того, основное бремя расходов на содержание обители, причем и на Верхнюю музейную часть, тоже несет религиозная организация.
Единственным основанием для выселения монахов в Киевской митрополии назвали "прихоть чиновников Минкульта". Видеообращение к властям и народу Украины записали и киево-печерские насельники. Попросили не вмешиваться в церковные дела и позволить им остаться.
Кроме того, наместник монастыря митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел упомянул о поступавших в адрес духовенства угрозах.
"Уже <…> приходят на территорию "С14"* и другие организации, — уточнил он, — (говорят. — Прим. ред.) что скоро будут нас резать и выгонять из этой святыни".
Несмотря на это, заявил архиерей, братия не боится расправы и останется в монастыре до конца. Светский
Киев тоже настроен решительно. Правда, власти еще не знают, как именно поступить.
Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь)
Например, депутат
Верховной рады от "Слуги народа" Никита Потураев пугает черноризцев "патриотически настроенной молодежью", которая придет 29 марта в лавру, "чтобы поддержать ее освобождение от представителей московского патриархата". Также он заявил о возможных "российских провокациях" в этот день.
В свою очередь, глава украинского Минкульта Александр Ткаченко указал, что правоохранительные органы "могут простимулировать" выселение. Правда, по его словам, речь идет о руководстве УПЦ, а не простых иноках, которым предлагают перейти в так называемую
Православную церковь Украины (ПЦУ). Раскольническая структура — конкурент канонической УПЦ — создана в 2018-м при поддержке экс-президента
Петра Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея.
А секретарь
СНБО Алексей Данилов и вовсе заявил, что никого не тронут. Правда, не уточнил, как собирается действовать государство, лишь заметил: оно "будет выполнять то, что положено ему, с учетом тех нормативно-правовых актов, которые есть на нашей территории".
События в Киеве вызвали резонанс. Папа римский
Франциск во время проповеди на площади Святого Петра призвал уважать религиозные святыни. "Люди, посвятившие себя молитве, — это опора народа божьего, какой бы конфессии они ни были", — отметил он. Аналогично высказались в офисе генсека
ООН.
Министр культуры Украины Александр Ткаченко на съезде партии "Слуга народа" в Киеве
К мировой общественности обратился и патриарх Кирилл. В
РПЦ опасаются, что под угрозой окажутся все святыни и монастыри Украинской церкви.
Прецеденты уже есть. Ситуация, похожая на киевскую, складывается в
Тернопольской области — вокруг Почаевской лавры. Эта обитель — крупнейшая в западной части страны и вторая по значимости после Киево-Печерской.
Статусы у них одинаковые. С 2018-го Почаевская лавра находится в распоряжении местного государственного заповедника, а культовые сооружения арендует УПЦ.
В этом году срок договора истек. По этому поводу наместник митрополит Почаевский Владимир подал судебный иск. А также отказался пускать на территорию обители сотрудников музея. В ближайшее время, как заявил министр культуры Александр Ткаченко, на архиерея заведут уголовное дело.
"Но на Тернопольщине ситуация осложнена конфессиональным составом. Здесь раскольников и греко-католиков (униатов) сильно больше, чем верующих Украинской церкви. Поэтому Почаевская лавра буквально осажденная крепость", — объясняет религиовед Роман Лункин.
По его мнению, нынешние события можно рассматривать как "точку невозврата": обыски у священников и в монастырях, санкции и уголовные дела против духовенства власти сочли неэффективными мерами.
Свято-Успенская Почаевская лавра
"Поэтому перешли к радикальным методам, — продолжает он. — И рубить решили с головы: отобрать сердце украинского православия — Киевскую и Почаевскую лавры. Эту тактику, в случае успеха, могут применить и к остальным духовным центрам".
Эксперт полагает, что нельзя исключать и гражданского столкновения. УПЦ — крупнейшая не только религиозная, но и общественная структура. У нее много последователей в разных социальных группах, в том числе в рядах
ВСУ. Само собой, люди встанут на защиту церкви. Применив силу, по словам Лункина, руководство страны дискредитирует себя.
Есть и второй вариант. Инцидент с Киево-Печерской лаврой могут использовать те, кто недоволен политикой офиса Зеленского, — на это недавно намекал соратник президента
Алексей Арестович. А противников у главы государства немало. В таком случае религиозный конфликт станет предвестником большого политического противостояния.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.