Плохой мир хуже войны? Почему Россия не должна давать Украине оперативную паузу
По итогам первого дня саммита НАТО в Вильнюсе в СМИ и экспертных кругах появились предположения, что Украину будут склонять к мирным переговорам с Россией. Но пойдет ли Киев на это – большой вопрос. Подробнее – в материале Новороссии.
За стол переговоров
Политолог Роман Романов считает, что любые мирные переговоры подразумевают два сценария развития событий. Это база самих переговоров, на чем они основаны. Первый вариант – это некий взаимный большой компромисс, когда в условиях недостижения каждой из сторон принципиальных целей стороны садятся за стол переговоров и отказываются от значительной части своих претензий или требований.
"Такое условие означает, что каждая из сторон не добилась успеха. Она не может заявлять о своей победе или достижении в зоне специальной военной операции. Но условием для подобного сценария переговорного процесса должна быть готовность каждой из сторон идти на такие глобальные уступки. Когда возникает такая готовность? Когда и первая, и вторая сторона признаются, что у них нет больше возможностей и ресурсов в дальнейшем вести боевые действия и добиваться для себя победного или, по крайней мере, позитивного результата", – пояснил Роман Романов.
Готов ли в данном случае Киев идти на уступки для РФ, имея за плечами регулярные поставки западного вооружения, коллективную поддержку со стороны Североатлантического альянса и, естественно, возможности проводить еще куда более глубокую внутреннюю мобилизацию населения? Политолог считает, что нет.
"Готова ли РФ делать ставку на некие большие геополитические уступки, которые от нас будут требовать? И это не только территориальные уступки на территории бывшей Украины. Коллективный Запад предъявит претензии к РФ. Например, отказаться от неких больших международных и геополитических стратегий. Например, желание РФ реализовывать свои проекты на Ближнем Востоке, в Азии или на африканском континенте. Отказ от этих проектов будет означать, что Россия перестаёт быть великой державой и в лучшем случае сводится к некоему региональному лидеру", – добавил Роман Романов.
Ещё не капитуляция
По словам эксперта, второй сценарий развития переговорного процесса – это когда одна из сторон добивается кардинального успеха в зоне боевых действий и способна проигрывающей стороне навязывать свои условия. Это ещё не капитуляция, но уже возможность того, что стороне "Б" приходится так или иначе считаться с тем, что другая сторона одерживает, если не победу, то получает капитальное преимущество.
"Такой сценарий переговоров более реален. Такие переговоры в большей степени приводят именно к настоящему миру, а не к фиктивному, который развалится через год-полтора. Но есть одна большая проблема. В текущих реалиях в зоне боевых действий в рамках специальной военной операции ни одна из сторон не добилась капитального преимущества. Более того, каждая из сторон считает, что у неё есть внутренние резервы для продолжения ведения боевых действий. Поэтому что сценарий "А", что сценарий "Б" маловероятны в текущих реалиях с точки зрения организации переговорного процесса", – рассказал Роман Романов.
Ловушка для России
Но, заметил политолог, тем не менее Москве наши "западные партнёры", Соединённые Штаты, Европейский союз и даже Украина, будут временами намекать на организацию переговорного процесса. Это та же ловушка, в которую попали российские элиты в 2022 году, когда начался переговорный процесс в Стамбуле. Для чего все это было организовано? Для получения некой оперативной временной паузы. Для того чтобы украинские военные смогли пересмотреть свою стратегию, получить снаряды и вооружения от коллективного Запада и уже подготовиться к более точной и серьёзно выверенной обороне в рамках СВО.
"И каждый раз новая оперативная пауза открывала дополнительное окно возможностей для Украины. В данном случае пытаются разыграть ровно тот же самый сценарий. Мы видим, что происходит сейчас в рамках украинского контрнаступления. По большому счёту Украина, громко пропиарив все это мероприятие, на текущий момент не может добиться некого глобального успеха. Следовательно, нужно пересмотреть свою стратегию. Чего капитально не хватает Украине в рамках контрнаступления? Поддержки с воздуха и оружия, которое способно было бы глубоко и высокоточно бить в тыл по объектам РФ", – рассказал Роман Романов.
Он заметил, что такого вооружения нет у Украины, но есть у стран коллективного Запада. Они готовы организовать поставки, но для этого нужно время. Такое время было необходимо для организации, например, поставок тяжёлой артиллерии, высокоточных РСЗО (HIMARS), а потом впоследствии новая оперативная пауза привела к возможности организации поставок на территории Украины уже тяжёлого наступательного вооружения – танков с территории ЕС.
"Разыгрывается ровно такой же сценарий. Вопрос лишь в том, поведутся ли вновь российские элиты на всю эту историю. Придётся ли им вновь публично говорить, что всех их тягают за носы и обманывают многоуважаемые западные партнёры", – заключил Роман Романов.
"Мы терпим издержки"
Известный военкор, политолог Алексей Живов не согласен с тем, что Украину принуждают к миру. Напротив, последние события указывают на то, что Украину дополнительно вооружают, чтобы добиться каких-то результатов на фронте. Но пока их они добиться не могут, даже несмотря на активное вовлечение стран НАТО, использование самых современных ракетных вооружений.
"Мы терпим издержки, мы теряем склады, теряем достойных офицеров, но держимся. И если так пойдёт дальше, то России пора включать контрстратегию и наступать. И, конечно, единственное, о чем можно вести переговоры с противником – это о его полной капитуляции и разделе Украины. Нас вполне устроит Украина по её западной границе, по линии, где проходит атомная электростанция. Только чтобы они оказались у нашей страны. Каждая такая станция стоит сотни миллиардов долларов и является ценным активом, который, кстати, принадлежит Советскому Союзу и к Украине никакого отношения не имеет", – пояснил Алексей Живов.
Он отметил, что Украина стала разменной монетой. Она потеряла субъектность и государственность. Украинцам уже сейчас пора думать о том, как они будут жить в России.
"Но эта победа ещё далека с учётом того, какое количество вооружений и помощи оказывается Киеву. И самое главное – НАТО послали сигнал, что никакие перемирия сейчас с Украиной невозможны, потому что она сразу же будет принята в Североатлантический альянс. Этого мы допустить не можем", – заключил Алексей Живов.
Илья Муромский