Владимир Путин предложил раздел «по-братски»
Выступая на коллегии Министерства обороны, Владимир Путин сделал, на мой взгляд, чрезвычайно важное заявление, которое следует привести полностью, а не в кратком изложении, как это обычно делают новостные агентства:
«Единственным гарантом — тоже, я где-то уже говорил об этом, у меня это проскакивало — суверенитета и территориальной целостности Украины была Россия. Россия, когда создавала Советский Союз, передала просто так вместе с населением огромные исторические территории, российские, огромный потенциал и вкладывала колоссальные ресурсы во всю эту территорию.
Западные земли Украины? Мы же знаем, как Украина их получила. Сталин отдал после Второй мировой войны. Отдал часть польских земель, Львов и так далее, несколько областей крупных — там 10 миллионов человек проживает. Чтобы не обижать поляков, компенсировал их потери за счёт Германии: отдал восточные земли Германии, Данцигский коридор, да и сам Данциг. Часть отобрал у Румынии, часть у Венгрии — всё отдал туда, в Украину.
И люди, которые там живут, — многие во всяком случае, я знаю это наверняка, 100 процентов, — они хотят вернуться на свою историческую родину. А те страны, которые потеряли эти территории, прежде всего Польша, спят и видят вернуть.
В этом смысле только Россия могла быть гарантом территориальной целостности Украины. Не хотят — не надо. История всё расставит на свои места. Мы мешать не будем, но своё не отдадим».
Как и положено политику высокого ранга, когда речь идет о весьма деликатных вещах, российский лидер достаточно обтекаемо изложил свои месседжи «заинтересованным сторонам», давая и некоторое поле для различных трактовок.
Ведь сказанное можно понять и как предупреждение властям Украины, что при их нежелании искать мирное разрешение конфликта территориальные претензии могут предъявить и начать реализовывать указанные президентом государства.
Однако признаем, в рамках господствующей на Западе парадигмы официальное предъявление территориальных претензий Украине, тем более военная операция с целью их возвращения, — это сугубо из области фантазий «диванных» или просто ищущих хайп ради увеличения количества просмотров экспертов.
Другое дело, полный крах пока существующей украинской государственности и заход военных контингентов этих стран на их «исторические земли» с целью, понятное дело, защиты их населения от «российской агрессии», с дальнейшим политическим оформлением «воссоединения», для которого могут существовать различные сценарии, которые «Альтернатива» уже рассматривала.
Таким образом, заявление Владимира Путина нужно рассматривать как предложение о полном разделе Украины по границам 1939 года с ликвидацией любых остатков украинской государственности. Заявление тем более важное, что демонстрирует значительное изменение российской позиции.
Насколько я помню, ранее российские официальные лица не комментировали польские притязания, которые давненько уже выражались не только в «снах», но и во вполне конкретных шагах, разбираемых «Альтернативой» ещё в 2018 году («Гиена Европы нашла себе пищу: станет ли Западная Украина “Восточной Малопольшей”»?)
Особенно же к западу от линии Керзона начали «активничать» после начала СВО. Позиционируя себя самыми «верными» друзьями Украины, польские власти активно проталкивали идею «миротворческой миссии» во Львовской области и Волыни, дабы защитить их от «российской агрессии». Фактически, понятно, речь шла о польской военной оккупации этих регионов.
Сопровождалось это массированной пропагандистской кампанией в Польше, венцом которой стали развешанные по всей стране билборды с портретом министра обороны Польши Ярослава Мики и его цитатой: «Пришло время вспомнить свою историю».
В Вашингтоне, правда, тогда к этой идее отнеслись достаточно прохладно, указав, что они в целом не против, но такая миссия будет вне рамок НАТО, т. е. «на страх и риск» тех, кто решит в ней участвовать.
Окончательно же она исчезла из публичной повестки после состоявшейся 11 мая в российском МИД беседы замминистра иностранных дел России Сергея Рябкова с послами Польши и США.
Комментариев, кроме официального сообщения о самом факте встречи, понятно, не было, но о чем на ней шла речь, совершенно очевидно: на тот момент в Кремле сценарии раздела Украины, а значит, вхождения в состав России всех территорий восточнее Збруча (реки, по которой до 1939 г. проходила граница) не рассматривались. (Сегодняшнее заявление президента — «Мы мешать не будем».)
Видимо, на тот момент реальные цели СВО были близки к декларируемым — т. е. недопущение вступления Украины в НАТО и трансформация в нейтральное, не несущее России угрозы государство. Фактическая оккупация любой части её территории с этим совершенно не «стыковалась». И, судя по всему, российские предупреждения о возможных последствиях такого шага были услышаны.
Но после этого с польской стороны потоком пошли заявления на самом высоком уровне, что польский и украинский народы должны жить вместе, «без границ» между ними. Демонстрацией бурного украинско-польского романа стал визит Анджея Дуды в Киев уже через 10 дней после беседы в российском МИД и выступление его в Раде.
Затем там же выступил Зеленский. В своей речи он среди прочего поблагодарил Польшу за принятый сеймом закон о помощи украинцам, отметив, что это беспрецедентное решение, предоставляющее украинцам в Польше почти такие же права и возможности, как у поляков. «И этот шаг не останется односторонним. В ближайшее время я подам в Верховную Раду Украины аналогичный — зеркальный — проект».
Согласно появившимся инсайдам, даже куда более чем «зеркальный». Так, поляки получали по нему «почти права» гражданские и политические. Могут быть избранными на выборные должности и быть назначенными в органы государственной власти и местного самоуправления. Поляков могут назначать на должности в государственных стратегических предприятиях и концернах с полным доступом к секретным данным. Право быть назначенными на должность судьи и судьи Конституционного суда. Силовики будут почти интегрированы.
Видимо, сочтя открытую аннексию «восточных кресов» на тот момент малореализуемой, в Варшаве перешли к «плану Б» — превращению всей Украины (того, что от неё останется) в вассальное государство, фактически — в польскую колонию.
«Альтернатива» уже указывала на дилемму, возникавшую перед польской властью, когда появлялась возможность экспансии на Восток, между официальной аннексией (которая в слишком больших объемах грозила размыванием национального ядра польского государства) и расширением сферы влияния, превращением Украины в «страну-холопа», без которого, пану, как известно, никак.
Правда, в дальнейшем процесс «интеграции» затормозился, скандальный проект так и не был внесён в Раду. Интенсификации процесса ждали после визита Зеленского в Варшаву в апреле 2023-го, но получилось наоборот: украинско-польские отношения начали разваливаться буквально на глазах (запрет на экспорт украинской сельхозпродукции, блокада украинских фур, которой польское правительство фактически потакает и т. п.).
По всему, «стороны» не сошлись в нюансах, скорей всего, «поймавший звезду» и потерявший адекватность Зеленский попытался развести и польских «друзей», как, впрочем, и практически всех.
Но, понятно, главная причина того, что Владимиром Путиным как минимум озвучен сценарий дележа Украины «по-братски» (но не поровну), не в «тёрках» Зеленского с Варшавой, а в изменившихся подходах Москвы к целям и задачам СВО, на что указывают и иные заявления российского президента и других высших руководителей государства.
«Альтернатива» уже отмечала, основываясь на историческом опыте, что при сохранении Украины в любом «формате» и границах «проигравшая сторона если не сразу, то со временем начинает прибегать к тактике сначала “на грани фола”, затем “мелкого фола”, каждый из которых не тянет на сasus belli (повод для войны), особенно когда победителям совсем неохота вновь “седлать коней”, а дальше все идет по нарастающей.
Так действовало руководство Германии сразу после поражения в Первой мировой войне, когда начало готовить почву, дабы как можно быстрее избавиться от Версальских ограничений, едва для этого возникнут условия, которые позднее создал и использовал Гитлер.
Можно ли сомневаться, что в случае соглашения о «демилитаризации» Украины события будут развиваться по аналогичному сценарию, только гораздо быстрее. Ничто не помешает военнослужащим ВСУ ездить на стажировку в страны НАТО и осваивать там образцы западной техники, а украинской молодёжи получать военные навыки в рамках украинского аналога ДОСААФ или парамилитарных образований (о них ниже). И это не говоря об уже имеющихся сотнях тысячах ветеранов с боевым опытом.
Причем перед Украиной не будет стоять задача восстановления и развития своего ВПК: нужную для часа икс матчасть натовцы будут производить и накапливать на своих складах, чтобы в нужный момент в течение нескольких дней, максимум недель, передать её подготовленному личному составу ВСУ.
И даже сложно представить, как может выглядеть денацификация в реалиях незалэжной. Ведь законы, запрещающие нацистскую идеологию (наряду с коммунистической) действуют на Украине и сейчас. Но можно ли рассчитывать, что они будут исполняться более последовательно, чем до СВО, когда они не соблюдаются от слова “совсем”, и будут ли у России рычаги, дабы добиться этого?
Очевидно, что всё будет происходить с точностью до наоборот: на эмоциональной послевоенной волне будет тотальная “нацификация”, которая затмит всё происходившее поныне, включая и годы после Евромайдана. Сила и влияние радикального сообщества, и до СВО бывшего определяющим на Украине, возрастет на порядок.
На всех уровнях будет насаждаться тотальная ненависть ко всему русскому, дабы Россия на поколения вперед получила у своих границ многомиллионное стадо злобных, лишенных всякого человеческого начала, живущих только ненавистью к России дикарей.
Исторический опыт наглядно показывает, что выйти из режима анти-России Украина не сможет даже при наличии «доброй воли» как стран Запада (в политике, как известно, нет ничего вечного, кроме интересов, а они вполне могут в скорой перспективе потребовать нормализации отношений с Россией), так и при появлении на Украине некоего “адекватного” лидера…
Поэтому, — сделали мы вывод, — как и в случае с Чечней-Ичкерией, никакого другого приемлемого для России варианта решения украинской проблемы, кроме самого радикального, вероятно с “передачей” известных её территорий другим “претендентам”, не существует».
И, конечно, помимо «понимания» вышесказанного, озвучены данные предложения потому, что для реализации радикального решения украинской проблемы появились должные предпосылки, которые, нужно понимать, из высоких кабинетов видны лучше, чем нам, полагающимся только на «общедоступные источники».
Видят их и «адресаты» предложений Владимира Путин, причем не только поляки, но и их старшие партнёры, которые по всем признакам ищут для себя выход из «украинского тупика», куда они сами себя завели.
Александр Фидель,
Источник