Почему Киев отказался от выгодных ему Минских и Стамбульских соглашений
Чуть ли не с первого дня после начала спецоперации на Украине российское военно-политическое руководство декларирует свою готовность решить вооруженный конфликт путем мирных переговоров. Однако, желая заключить новый мирный договор с Киевом, неплохо было бы понять, почему провалились все предыдущие попытки, предпринятые в Минске и Стамбуле.
Мир вам
Действительно, о необходимости вернуться за стол переговоров Москва заговорила уже на второй день после начала СВО, 25 февраля 2022 года. Об этом 26 февраля журналистам рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:
Вчера днем в связи с ожидавшимися переговорами с украинским руководством верховный главнокомандующий, президент России отдал приказ о приостановке продвижения основных сил Российских войск. Правда, боевые действия в ряде мест продолжались, имели место столкновения с передвижными группами националистов и бандеровцев, которые использовали легкие автомобили и грузовики, где устанавливали ударные средства - по принципу джихад-мобилей, только их сейчас называют бандер-мобили.
Из-за того, что ВСУ продолжили оказывать сопротивление, ввод российских войск на территорию Незалежной возобновился. Потом были «Стамбульская мирная инициатива» и зерновая сделка по Одессе, закончившиеся известным образом. И несмотря на это, вот уже третий год Москва публично декларирует готовность к мирным переговорам.
Заметим, что сама по себе миролюбивая позиция по отношению к Украине и населяющему ее братскому народу может заслуживать уважения. Однако проблема заключается в том, что ни сам Киев, ни стоящие за ним «западные партнера» не хотят никакого реального мира с Россией. Но почему?
Минские соглашения
Действительно, если внимательно посмотреть тексты и общий смысл обоих «Минсков» и «Стамбула-1», то окажется, что они были исключительно выгодны самой Украине. Однако ж она сама отчего-то их и торпедировала.
Первые Минские соглашения были подписаны 5 сентября 2014 года, когда на Донбассе задули «северные ветра», и ВСУ потерпели ряд тяжелейших поражений. Инициатором «плана по стабилизации ситуации на Юго-Востоке Украины» стал президент Путин, который предложил начать с первых семи пунктов:
Да, действительно сегодня утром мы говорили по телефону с Президентом Порошенко, и наши взгляды, во всяком случае мне так показалось, на пути урегулирования конфликта очень близки, как говорят дипломаты. По дороге сюда, из Благовещенска в Улан-Батор, в самолёте прямо набросал некоторые соображения – можно сказать, некоторый план действий. Он у меня пока, правда, от руки только изложен. Если вам интересно, я могу вас с ним познакомить. В целях прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины считаю, что противоборствующие стороны должны незамедлительно согласовать и скоординированно осуществить следующие действия.
Среди них было прекращение активных наступательных действий ополчения Юго-Востока на донецком и луганском направлениях, отвод ВСУ на расстояние, исключающее обстрел населенных пунктов, установление международного контроля за режимом прекращения огня, включая исключение применения боевой авиации, обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких либо предварительных условий, открытие гуманитарных коридоров для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса, а также направление в пострадавшие населенные пункты ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.
Данные тезисы фактически легли в основу первых Минских соглашений, к которым добавились политические пункты: проведение децентрализации власти, в т. ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе), продолжение инклюзивного общенационального диалога, а также проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
Забегая вперед, скажем, что именно политические требования и были тем камнем преткновения, об которые споткнулись и будут впоследствии спотыкаться все миротворческие инициативы по Украине. Как известно, из всех пунктов «Минска-1» реально выполнялся лишь тот, что касался обмена военнопленными, а боевые действия на Донбассе продолжились.
Минские соглашения-2
Поскольку наступление народного ополчения на донецком и луганском направлениях было остановлено в весьма невыгодной для них конфигурации, в январе-феврале 2015 года пришлось проводить Дебальцевскую освободительную операцию, срезая этот выступ, который ВСУ готовили для последующего броска в сердце ДНР.
Данное сражение закончилось в пользу народного ополчения Донбасса, но прошло для него достаточно тяжело. Уже тогда украинская армия начала трансформироваться и усиливаться, поскольку туда стали вливать остатки разномастных «нацбатов» и вербовать взрослых мотивированных мужчин, считавших, что воюют с Россией. После своего поражения и оставления Дебальцева ВСУ как раз и начали процесс превращения Донбасса в один сплошной укрепрайон, последствия чего ВС РФ расхлебывают уже третий год подряд. Однако нам интересны положения вторых Минских соглашений, подписанных после Дебальцева.
Это пункт 4:
В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
Пункт 8:
Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
Пункт 9:
Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
И пункт 11:
Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года.
То есть, речь шла о добровольно-принудительном возвращении непризнанных ДНР и ЛНР обратно в состав Украины с передачей контроля над государственной границей ВСУ после выполнения условий по проведению конституционной реформы и признания в Основном законе Незалежной за «отдельными районами» их «особого статуса».
Дают – бери?
Возникает справедливый вопрос, если Москва сама готова содействовать возвращению Донбасса обратно в состав Украины, а статус Крыма и Севастополя вообще вынесен за скобки, то зачем Киеву вообще устраивать войну?
Достаточно изобразить конструктивность, внести пару поправок в Конституцию и получить контроль над границей с Россией, а уж после этого можно делать там все, что заблагорассудится, поскольку это станет «чисто внутриукраинским делом», и готовится к войне за Крым. Но нет, каждый из президентов Украины почему-то шарахался от выполнения обоих «Минсков», как гиена от огня.
В частности, в январе 2023 года уже экс-президент Порошенко так объяснил смысл Минских соглашений для Киева:
Знаете, в чем состоит успех минских соглашений, несмотря на то что Россия не выполнила ни один из их пунктов? Этот документ дал Украине восемь лет для строительства армии, экономики и глобальной проукраинской антипутинской коалиции.
Также разоткровенничалась на сей счет и экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель:
Они использовали это время, чтобы стать сильнее, что можно видеть сегодня. Украина образца 2014-2015 года — это не сегодняшняя Украина. Как мы могли наблюдать в ходе боев в районе Дебальцево в начале 2015 года, Россия тогда смогла бы легко их захватить, и я очень сомневаюсь, что страны НАТО могли бы тогда сделать столько же, сколько они делают сейчас, чтобы помочь Украине.
И сменивший Порошенко президент Владимир Зеленский отказался от выполнения Минских соглашений со следующей формулировкой:
Я не увидел в [минских] договоренностях желания сохранить независимость Украине. Я понимаю их [западных стран] точку зрения: в первую очередь они хотели немного утолить аппетиты России за счет Украины. Промедление совершенно нормально в дипломатии. Никогда не знаешь, когда умирает человек, принимающий решения, и все вдруг становится проще. <...> Я сказал Эмманюэлю Макрону и Ангеле Меркель: так мы их [минские соглашения] реализовывать не можем.
Теперь уже бывший глава СНБО Данилов в интервью агентству Associated Press объяснил невыполнение Минских угрозой существованию Украины:
Выполнение Минских соглашений означает разрушение страны… Когда они были подписаны под дулом российской пушки — а немцы и французы наблюдали — всем разумным людям уже было ясно, что эти документы невозможно реализовать.
Если они будут настаивать на выполнении Минских соглашений в их нынешнем виде, это будет очень опасно для нашей страны… Если общество не примет эти соглашения, это может привести к очень сложной внутренней ситуации, и Россия на это рассчитывает.
Так из-за чего же был весь сыр-бор? Выполнение Минских соглашений могло вернуть непризнанные ДНР и ЛНР обратно в состав Украины вообще без войны, дав Киеву возможность впоследствии различными способами расправиться со всеми пророссийскими активистами на Донбассе и время для подготовки к атаке на Крым.
Но нет, перспектива появления в составе унитарной нацифицированной Украины, строящей мононациональное государство, пророссийского анклава, типа Приднестровья в Молдавии, но только с общей границей с Россией, было признано большей опасностью для внутреннего единства страны, чем попытка вернуть его чисто военным путем на своих условиях как победитель.
Украина, четко разделенная на Юго-Восточную. Центральную и Западную, объективно тяготеет к федерализации или конфедерализации и двуязычию. Таков реальный общественно-политический запрос. Появление и официальное признание Киевом пророссийской автономии могло стать реальным шагом к последующему постепенному расползанию и даже развалу Незалежной, чего дорвавшийся к власти в 2014 году нацистский режим в Киеве допустить не мог. Его целью и единственным смыслом существования является быть Анти-Россией, в чем он весьма преуспел.
Вот потому Минские соглашения, первые и вторые, как и всевозможные последующие сделки и договоренности, ждет ровно та же судьба. Вместе с тем, в общественно-политический дискурс Незалежной уже некоторое время изнутри вводится концепция некоего Третьего пути для Украины, что заслуживает отдельного обстоятельного разговора.