Анонс
Так начались аресты: Алёхин раскрыл ход Белоусова – чиновники Минобороны поехали на фронт
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
Украинский авиаэксперт: У Израиля и Южной Кореи есть системы против «Орешника»
«На месте „Южмаша“ яма 30 метров». Что пишут о заводе, разбитом «Орешником»
Названо условие для коллапса энергетики Украины
США стремятся обвалить евро, чтобы продлить главенство доллара
Молчание Трампа затянулось. Новый президент США вляпался в стратегическую неопределенность
Генерал Бужинский: "ВСУ вывели на линию сосредоточения 700 тысяч бойцов. Это выше любых нормативов"
Путин обвёл Вашингтон вокруг пальца: Орешник прилетел не туда, где ждали
Стадия принятия на Украине наступила еще весной 2024 – Зеленский скрывал социологию
Иностранные дипломаты покинули Украину, заявил Шарий
Швейцария остановила поставки снарядов Польше, узнав, что боеприпасы идут на Украину
Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы
Подделка документов для нелегальных мигрантов теперь будет стоить десятки миллионов
Рассылка
«Когда он уедет?»: Почему Си Цзиньпин не захотел тратить время на Блинкена
Американское внешнеполитическое ведомство возлагало большие надежды на визит госсекретаря Блинкена в Китай и анонсировало: посланник администрации потребует, чтобы Пекин не помогал Москве товарами, востребованными для СВО.
Но Си Цзиньпин просто не захотел говорить с Блинкеном на эту тему, а посвятил гостю всего несколько минут, чтобы сказать:
— Две страны должны быть партнерами, а не противниками, помогать друг другу достичь успехов, а не причинять друг другу вред, при сохранении разногласий искать точки соприкосновения и быть верными своему слову.
После этих слов американского гостя проводили к выходу.
Поскольку товарищ Си не сказал ничего нового, главной темой для обсуждения его встречи с Блинкеном стала утечка в сеть технической записи перед ней. На видео запечатлено, как председатель КНР интересуется у представителя протокольной службы, когда их покинет американский гость.
Слив видео технической съёмки, как полагают пользователи в Сети, был сделан специально, чтобы продемонстрировать отношение к иностранному дипломату в Китае, но не высказывать его прямо.
Так или иначе, китайское руководство продемонстрировало высокую лояльность к России накануне визита Путина, который состоится, предположительно, уже в мае. Однако и в дальнейшем Пекин будет вынужден маневрировать между Москвой и Вашигтоном, чтобы не осложнить отношения со своим главным политическим союзником — Россией, и главным экономическим партнером, коим являются по-прежнему Штаты.
Какого баланса на пересечении этих интересов хочет добиться товарищ Си? Об этом «Свободной Прессе» рассказал директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Наш разговор состоялся сразу же после встречи профессора с делегацией Министерства промышленности Китая, которая сейчас работает в Москве.
«СП»: Алексей Александрович, синхронно с визитом Блинкена в Китай китайская делегация приехала в Москву. С какой целью?
— В Харбине 17 мая открывается «Российско-китайское ЭКСПО 2024», сейчас идет подготовка к этой ярмарке, возможно её посетят Путин и Си Цзиньпин. Все эти выставки носят тематический характер. В этом году ярмарка будет посвящена экспорту в Китай продукции нашего агропрома; товаров и технологий, связанных со здоровым образом жизни: это и здоровая пища, и здоровая косметика, многое другое; и — поставкам в Поднебесную умных интернет-вещей: бытовой техники, оборудования для машин.
«СП»: Конструктивная повестка. А насколько конструктивной была поездка Блинкена в Китай?
— У Америки сейчас есть три претензии к Китаю.
Первая — нарушение торговых балансов. Китай продает в США больше, чем покупает у них, и перекос постоянно растет. Но если при Трампе претензия касалась только объемов, то сейчас обозначился торговый профицит в сфере высокотехнологичных товаров.
К примеру, Китай стал производить такое количество дешевых, но достаточно качественных автомобилей, что западные производители проигрывают конкурентную борьбу. США обвиняют Китай в том, что он дотирует своих производителей государственным образом, а они, в свою очередь, демпингуют на западных рынках, не давая западным предприятиям развиваться.
США уговаривают Китай снизить производство и повысить цены, но это — бесполезный разговор. Товарищ Си никогда даже думать об этом не будет, потому что завоевание позиций на западных рынках — это экономический приоритет Китая.
Вторая претензия связана с российско-украинскими отношениями. США в достаточно жесткой форме требуют, чтобы Китай прекратил любую финансовую, технологическую или военную помощь России. Китай на это отвечает, что он не помогает военным образом ни России, ни Украине.
Более того — Пекин заявляет, что Китай сам будет выбирать себе торговых партнеров в тех областях, которые считает необходимыми и выгодными. И никакого вмешательства со стороны США или кого-либо ещё не потерпит.
И третья претензия у двух стран взаимна — она касается военных угроз в Тайваньском проливе. Вот переговоры на эту тему товарищ Си считает уместными.
«СП»: Как будут действовать США, когда осознают, что на экономические уступки Китай не пойдет?
— В Вашингтоне понимают, что те американские предприниматели, которые уже ведут бизнес с Китаем, никуда оттуда не уйдут, потому что с ним работать очень выгодно.
Но тем, кто еще не взаимодействует с Китаем, внушается алармизм по отношению к нему. Навязывается мысль, что ни одна разумная компания в мире не решится развивать новых отношений с Китаем.
Таким образом Вашингтон пытается замедлить технологическое развитие конкурента. И уже сегодня мы видим, что в Китай перестали приходить новые технологические компании и инвесторы из США и Европы. То есть своих целей в какой-то степени американская администрация достигает, но в то же время она наносит ущерб своему собственному бизнесу.
«СП»: Не только бизнесу, но и населению США…
— Конечно. Покупка дешевых китайских товаров выгодна конечному потребителю.
Что касается бизнеса, то непосредственно на территории Китая работают не менее 400 крупнейших американских компаний. И когда Вашингтон требует от них релокации во Вьетнам или еще куда-то — это вызывает раздражение.
Поэтому американский бизнес, связанный с Китаем (а это — значительная часть от всего американского бизнеса), видит в действующей администрации США своего врага.
Об этом знают в Пекине. И, возможно, по этой причине Си Цзиньпин предполагает, что действующая администрация не удержится у власти, а значит её посланник Блинкен — уходящая натура, на которую не нужно тратить время.
Си Цзиньпин провозгласил тезис на будущее: «Китай желает процветания США и хочет, чтобы США желали процветания Китаю». Его он высказал лично Байдену на саммите АТЭС в Сан Франциско, но адресовал, в первую очередь, американскому бизнесу.
«СП»: Взаимодействуя с Россией, китайский банковский сектор страдает или от вторичных санкций, или даже от их угрозы, которая мешает развивать бизнес. Насколько у Пекина хватит терпения и храбрости развивать экономические отношения с Россией?
— Россия — единственная в мире влиятельная страна, которая не критикует китайское политическое устройство и поддерживает политические начинания Китая, голосует за его инициативы в Совбезе ООН.
Да, с точки зрения торгового оборота Россия — не важнейший партнер. Торговля с США у них в три раза больше, а с коллективным Западом — просто несопоставимо значительнее, чем с нами.
Но ради коммерческой выгоды Китай не пойдет на ухудшение отношений с единственным сильным стратегическим союзником. Однако и западный рынок Пекин потерять не может, поэтому лавирует, ведёт себя двойственно, идет на временные уступки Западу, ограничивая некоторые платежи в Россию и поставку некоторых технологий.
«СП»: Эти уступки и ограничения уже привели к падению китайского импорта в Россию в марте на 14%.
— Насколько я понял после недавнего визита Лаврова в Пекин, финансовые институты наших стран уже нашли механизм обхода вторичных санкций, просто он пока не озвучен.
О том, до какой степени Вашингтон может усилить экономическое давление на Китай, чтобы не нанести непоправимого ущерба самим США «Свободной Прессе» рассказал американист, член-корреспондент РАН Валерий Гарбузов:
— Между США и Китаем сейчас проходит конфронтационная ось в области экономики, но эта же сама ось их неразрывно связывает. За последние 40 лет эти страны пришли к тому, что жить друг без друга уже не смогут. Ведь именно США после распада социалистического лагеря дали Китаю всё для того, чтобы он стал таким, каким стал: инвестиции в развитие, любые технологии.
Конечно, теперь Вашингтон хочет сделать Китай удобным для себя. Но этого уже не получится.
Китай — это большой супермаркет, в котором американцы делают покупки. И никто кроме Китая не может больше насытить потребительский рынок США товарами.
С другой стороны, Китай — основной держатель ценных бумаг США, а значит — главный кредитор Америки.
«СП»: Может Пекин поговорить с Вашингтоном с позиции экономической силы?
— Он может себе это позволить, но у Пекина нет такого намерения. Си Цзиньпин не хочет обострения конфронтации, он ждет, когда США устанут от неё, и просто начнут с удовольствием получать выгоду от экономического взаимодействия.
Источник