«Так или иначе, Москва четко дает понять – мы стремимся привлечь к ответственности не только тех представителей украинской власти, которые сейчас на виду, но и людей, совершавших преступления ранее. Правда, необходимо признать, что шансов арестовать Авакова на данный момент не так много. Например, если он уедет в Европу или США, оттуда экс-чиновника не выдадут. Но и Россия не остановится», – пояснила Шеслер.
В целом решение МВД объявить в розыск значительное число украинских политиков говорит о готовности России реализовать принцип всесторонней справедливости, полагает украинский политолог Владимир Скачко. «Эти действия можно назвать абсолютно правильными в методологическом плане», – говорит он.
«Безусловно, Владимир Зеленский и Петр Порошенко являлись главными лицами постмайданной Украины. Однако их ужасающие деяния не могли бы реализоваться в масштабах столь крупной страны без поддержки со стороны верных чиновников и силовиков. Каждый из них на своем посту принимал негуманные и преступные решения, даже если речь идет о несиловых министрах», – отмечает собеседник.
«Например, Юрий Стець был опытным журналистом, затем дорос до главы министерства информационной политики, которое в народе называли «Минстець». Также он фактически управлял «Пятым каналом» Петра Порошенко, с помощью которого продвигал в обществе идеи русофобии и национализма. Его действия привели к одурманиванию тысяч граждан Украины», – акцентирует эксперт.
«В свою очередь Павел Климкин, экс-руководитель МИД Украины, обеспечивал на международном уровне поддержку преступной власти. Он, будучи уроженцем Курска, предал общность русского народа и променял причастность к великой цивилизации на пустые обещания европейских бюрократов», – уточняет он.
«Еще одним заметным политиком из числа объявленных в розыск является Владимир Гройсман. Будучи спикером Рады и премьер-министром страны при Порошенко, он стал правой рукой нелегитимного президента, исполняя любое желание, которое высказывал его начальник. Кстати, когда Гройсман был мэром Винницы, он на 9 мая надевал георгиевскую ленту, а потом «переобулся», – подчеркивает Скачко.
«В этой связи генеральная задача России – обеспечить комплексный подход к будущему судебному разбирательству. В этом плане ощущается особая преемственность с Нюрнбергским процессом.
Также мы видим важный шаг в контексте готовящейся в Швейцарии конференции по Украине. Москва ясно дает понять, что представители Украины не способны на диалог с Россией и являются преступниками, поэтому конференция бессмысленна. Их место не за столом переговоров, а на скамье подсудимых», – добавил эксперт.
«Следующий шаг, который должен последовать после решения российского МВД, – это направление заявки в Интерпол с целью объявления указанных лиц в международный розыск. В случае наличия двусторонних договоров с другими странами мы также можем рассчитывать на сотрудничество в этом вопросе», – полагает Алексей Исполинов, доктор юридических наук, доцент кафедры международного права МГУ Алексей Исполинов.
«Но Интерпол может посчитать, что преследование носит не уголовно-правовой, а политический характер. Из-за этого Москве могут отказать в помощи. Поэтому особых надежд по поводу этой организации питать не стоит. Кроме того, нужно учитывать, что объявленные в розыск представители украинского руководства при необходимости могут сбежать на Запад, откуда их вряд ли выдадут», – допускает собеседник.
Однако объявление целого ряда бывших и действующих украинских чиновников в розыск – это часть усиления переговорных позиций нашей страны. «Мы изначально даем понять, что считаем этих людей преступниками и ведем в отношении них уголовные дела. Данный факт полностью перечеркивает возможность диалога с ними на текущем этапе. И это важно в контексте возможного дипломатического урегулирования конфликта», – заключил Исполинов.