С Байденом американцам плохо. С Харрис будет еще хуже
Смена кандидата от Демократической партии на выборах президента США стала неприятным сюрпризом для всех. Самой партии теперь предстоит преодолеть внутренние противоречия и договориться по вопросу выдвижения действующего вице-президента Камалы Харрис на высший пост. Для республиканцев и Дональда Трампа соперничество с нею — гораздо менее простая задача, чем борьба с немощным Байденом. А для Америки выбор теперь будет не между продолжением байденовской политики и трамповским разворотом в сторону внутренних проблем, а между гарантированной катастрофой и попыткой ее избежать.
"Останься Джо Байден кандидатом в президенты от демократов, на ноябрьских выборах партии бы грозило неминуемое поражение — быть может, даже разгромное. Но даже после того, как президент сегодня вышел из гонки, партийные бонзы остались со столь же непопулярным вице-президентом Камалой Харрис (если, конечно, поддержка Байдена имеет хоть какое-то значение), — пишет в британской UnHeard Джоэл Коткин, научный сотрудник по городскому будущему Университета Чепмена и автор книги "Пришествие неофеодализма: предупреждение мировому среднему классу". — Хотя она и омолодит слегка партийный список, у нее невпечатляющие заслуги в привлечении избирателей за пределами фактически однопартийного штата Калифорния. И если второй срок Дональда Трампа неизбежен, то демократам следует рассматривать поражение не как "конец демократии", как гласит избитое клише, а как искру давно назревших политических перемен".
Перемены эти должны коснуться прежде всего степени внимания, которое глава следующей администрации Белого дома будет уделять внутренним проблемам Америки. Победитель ноябрьского плебисцита получит очень непростое наследство. В первую очередь, ему придется иметь дело с забуксовавшей экономикой и выросшей до запредельных значений нелегальной миграцией.
Всем в Америке памятен недавний скандал вокруг нежелания республиканцев в Конгрессе выделять деньги для Украины, пока не будет решен вопрос финансирования борьбы с мигрантами. Джо Байден сумел продавить республиканского спикера Майка Джонсона, и тот поддержал президентский закон. Но от своей позиции, похоже, не отказался. И потому сразу после решения Байдена отказаться от гонки выступил с резким заявлением, мол, раз президент не будет участвовать в выборах — значит, ему уже сейчас нечего делать в Белом доме.
Стало быть, "мигрантская" тема так и останется в топе задач нового президента. К ней добавится решение вопроса о продолжении или прекращении конфликта на Украине (и финансировании Киева за счет американского бюджета), прекращение огня в Израиле и определение оптимальной политики США в отношении Тайваня.
Но это все — только после того, как будут решены внутренние задачи. И если Дональд Трамп явно готов работать над проблемами именно в такой последовательности, то его новый конкурент Камала Харрис — явно нет. Потому что именно такой курс она унаследует от Байдена. "Хотя теперь его будут считать хромой уткой, Байден наверняка пойдет по стопам Линдона Джонсона и сосредоточит внимание на внешнеполитической повестке дня (в первую очередь прекращения огня в войне между Израилем и ХАМАС и дальнейшей поддержки Украины), а также будет поддерживать кампанию преемника", — пишет британская Financial Times.
С чем может прийти в Белый дом действующий вице-президент, которую считают серьезным конкурентом Трампа? Увы, с самыми ненужными для нынешней Америки идеями. Совершенно очевидно, что Харрис, чей политический опыт исчерпывается помешавшейся на правах меньшинств и трансов Калифорнии, сделает эту повестку центральной линией своей кампании. Плюс к тому — обещания повсеместного внедрения "зеленой" энергетики, безоглядная борьба за права женщин и интересы черного населения и неизбывное желание вернуть Америке прежний вес на внешнеполитической арене.
Словом, ни одну из действительно важных для США проблем — ни борьбу с миграцией, ни восстановление промышленной мощи, ни снижение накала гражданского противостояния — Камала Харрис решать не будет. Как отмечает UnHeard, "она гораздо охотнее действующего президента пойдет на безумие в калифорнийском стиле. Харрис потребует запрета на новую добычу углеводородов, будет внедрять электромобили, одновременно введет национальный контроль за арендной платой, спишет студенческие долги и будет продвигать репарации за рабство".
Подобная политика приведет к дальнейшему росту внутреннего напряжения в Америке. Проблема в том, что сторонники демократов пока не согласны с этим прогнозом. А потому готовы поддерживать "молодого" (59-летняя Харрис и правда выглядит юной на фоне 78-летнего Трампа и 81-летнего Байдена) прогрессистского кандидата. Другое дело, что победа Камалы принесет им гораздо больше проблем. Агрессивное продолжение байденовской политики, особенно внутренней, грозит Америке тяжелыми социальными последствиями, на фоне которых апрельские гражданские беспорядки в Техасе покажутся детским лепетом.
Если Дональд Трамп и выбранный им на роль кандидата в вице-президенты Джей Ди Венс сумеют объяснить это избирателям — они победят. Однако для этого придется сильно постараться. Программа Харрис будет значительно более популистской и гораздо более "внешнеполитической", потому что она наверняка обвинит во всех внутренних бедах Америки внешние силы. Прежде всего — Китай и Россию, а следом и все остальные страны, недовольные попытками Белого дома вернуть прежний безграничный американский гегемонизм.
Для глобального Юга это означает не просто сохранение нынешнего статус-кво в отношениях с коллективным Западом, но их дальнейшее (хотя куда уж дальше!) ухудшение. Если победа Трампа давала шанс на четыре года передышки, то приход в Белый дом Харрис означает четырехлетний период сползания на грань масштабной войны в Европе и Юго-Восточной Азии. Конечно, перед лицом такой угрозы формирование нового центра силы в лице БРИКС+ пойдет куда быстрее. Но и шансы на прямое столкновение двух полюсов существенно возрастут.
Можно, конечно, утешаться тем, что больше одного срока у власти Харрис, в частности, и демократам вообще не продержаться. Их неизбежно сменят республиканцы, ибо у кого же еще искать защиты американцам, с ужасом наблюдающим за сползанием страны в гражданскую войну. Другое дело, останется ли к тому времени хотя бы небольшой шанс избежать ее — и не дать перерасти в Третью Мировую.
Эта оппозиция — сохранение мира в Америке против попыток превратить "новую холодную войну" в "горячую" — и составляет основу предвыборного состязания Трампа и Харрис. За кого в этой ситуации болеть глобальному Югу, очевидно.