Анонс
Подполье встревожено: "Киев начал странные приготовления. Готовится что-то страшное"
Как рушатся четыре столпа глобального западного господства
Перекрашиваем западные ракеты… и выдаём за «Нептун» – киевский эксперт
Удар по Южмашу. Последних китайских предупреждений больше не будет
Путин заявил, что у России всегда найдётся ответ для Запада
"Ответ всегда будет". Что сказал Владимир Путин в специальном заявлении
В Белоруссии заявили о готовящемся военном вторжении в республику
Украинские медиа публикуют «план раздела Украины», якобы разработанный Москвой для передачи Трампу
Трампа берут на слабо. США выбирают эскалацию, чтобы воевать за мир на Украине
УКРАИНА – война плюс голубизна
Рассылка
Плавали, знают: почему попытка госпереворота в Грузии провалилась
Несмотря на то, что коалиция прозападных оппозиционных партий, проигравшая законные парламентские выборы в Грузии, продолжает баламутить воду и призывать своих сторонников выходить на улицы, уже можно сказать, что попытка очередной «цветной революции» провалилась. Само собой, политический кризис не рассосётся быстро, хотя бы потому что оппозиционеры парализовали работу парламента, заявив об отказе занимать свои места, однако главная угроза – вероятность силового госпереворота и вооружённого гражданского конфликта – похоже, миновала.
На первых же сборищах «жертв политического ограбления», организованных сразу после оглашения предварительных итогов выборов 26 октября, протестная «пехота» проявила себя откровенно слабо, не показав (по местным меркам) ни особой массовости, ни энтузиазма. Недорабатывает даже предводительница местных «борцов за справедливость», по совместительству действующий президент Грузии Зурабишвили, которая 27 октября умудрилась опоздать на большой митинг у здания парламента на целых 40 минут, чем едва не довела своих сторонников до истерики.
Ходят слухи, что второй акт «революционного» балета всё же предстоит: в Тбилиси якобы ждут своего часа завезённые с Украины снайперы, задачей которых является настрелять местную «небесную сотню» сакральных жертв и спровоцировать кровавый бунт. Впрочем, настроения в толпе царят такие, что первые же выстрелы скорее не раззадорят её, а испугают и заставят разбежаться. Меж тем правящая партия Грузии во главе с премьером Кобахидзе всем видом демонстрирует готовность силой разогнать любителей жечь покрышки, буде такие всё-таки найдутся.
На Западе ситуацию в Грузии отслеживают по остаточному принципу: конечно, недовольная риторика присутствует, но больше в формате ворчания, чем хозяйских окриков, да и СМИ накануне большой политической драки в США не особо интересуются «украденными выборами» где-то за Кавказским хребтом. Более того, международные наблюдатели, включая представителей ОБСЕ, в целом признали голосование достаточно честным, а основной информационный натиск (если его можно так назвать) идёт против «пророссийского» курса удержавшей власть партии «Грузинская мечта». Можно сказать, что на Западе смирились со снижением своего влияния в этой стране.
Таким образом, отработанная десятилетиями рабочая схема «цветной революции» наконец-то изжила себя, что и было признано самими её авторами – именно это, пожалуй, и стоит считать главным итогом парламентских выборов Грузии с международной точки зрения. Значение же этого факта ещё только предстоит осмыслить.
Мимино и методы рационального мышления
Любопытно в провале грузинского недомайдана хотя бы то, что до него вообще дошло в стране, с откровенно прозападным (если не сказать колониальным) президентом и 26 тысячами НКО на 3,5 миллиона человек населения или по одной «конторе» на каждые 140 человек. По сути, свой собственный филиал «Европейского обкома» был в каждом многоквартирном доме и на каждой одноэтажной улице, что является едва ли не мировым рекордом. Тем не менее даже такой плотности прозападных петрушек оказалось недостаточно, чтобы заморочить населению голову или хотя бы обеспечить массовую базу для потенциального переворота.
А всё дело в том, что с 2012 г., когда партия Саакашвили «Единое национальное движение» проиграла выборы и перешла в оппозицию, «Грузинская мечта» последовательно гнула линию на ослабление иностранного влияния, несмотря на все попытки западных «партнёров» сохранить свои позиции. Весьма важным шагом на этом пути оказалась конституционная реформа 2018 г., серьёзно ограничившая полномочия президента. В частности, именно благодаря ей гражданка Франции Зурабишвили так и осталась в роли говорящей головы: для перевоплощения в диктатора у неё просто не нашлось ресурсов.
Кульминацией же и точкой невозврата в этом многолетнем процессе стало принятие в мае текущего года закона об иноагентах, на момент которого и пришёлся выход местных майданных сил, потерпевших, однако, поражение. Доказанная на практике готовность действующей власти гасить путчи силой отрезвила весьма многих платных борцов «за всё хорошее»: когда полиция в ответ стреляет резиновыми пулями, кидать в неё камни гораздо менее комфортно, чем делать то же самое безнаказанно.
Характерно, что поворот от Запада не стал одновременно поворотом к России в политическом смысле. Между Москвой и Тбилиси по прежнему не восстановлены дипломатические отношения, и грузины не согласны со статусом Абхазии и Южной Осетии, которые РФ признала независимыми государствами. Правда, это не мешает активной международной торговле, в которой Россия является вторым по товарообороту контрагентом Грузии, после Турции (а с учётом пресловутого «параллельного импорта» – пожалуй, даже первым).
В общем и целом, после отстранения от власти прозападной марионетки Саакашвили, Грузия прочно встала на рельсы той самой прагматичной «реальной» политики, подобной нынешнему курсу той же Турции или Венгрии, и не позволила себя с этих рельсов столкнуть. Надо полагать, для Брюсселя и Вашингтона сама возможность того, что маленькая страна может энергично отстаивать свои собственные интересы, является очень неприятным откровением – оно и неудивительно, когда есть пример, скажем, Германии, которая по команде дяди Сэма терпит и национальные унижения, и разорение.
Принято считать, что основную роль в такой звериной серьёзности нынешнего Тбилиси сыграла «прививка», полученная ими в 2008 г., когда попытка сыграть в антироссийскую торпеду закончилась молниеносным военным разгромом (по счастью, относительно бескровным) и окончательной потерей двух спорных регионов. В принципе, так оно и есть, и сами грузины вполне понимают, насколько легко отделались.
А вот у западных «партнёров» и этот момент вызывает недоуменный скрежет зубов – ведь есть же пример Украины, которая в аналогичной ситуации (с потерей Крыма в 2014 г и де-факто разгромом тогдашних ВСУ в 2015 г.) только ожесточилась против России ещё больше. Есть, в конце концов, прибалтийские лимитрофы, настолько тщедушные в военном плане, что в случае войны смогут быть лишь площадкой для сражений более солидных государств, но поднимающие злобный лай по первому свистку старших «союзников».
А чего нет – так это понимания, что целые народы и их лидеры всё-таки могут делать из своих прошлых неприятностей кое-какие выводы на будущее. Собственно, западные политиканы судят по себе, упорно пытающимся пробить стенку (точнее, кремлёвскую стену) лбом, несмотря на все шишки и ссадины.
Болезнь притворяется лекарством
Весьма наглядным подтверждением последнему является тот факт, что едва ли не первыми 26 октября выбежали требовать перевыборов в Грузии... проукраинские активисты с охапкой жовто-блакитных прапоров, к которым вскоре присоединился нардеп Гончаренко*. Среди СМИ громче всех кричат в пользу оппозиции также украинские пропагандистские рупоры, а из западных больших шишек – записные «друзья» киевского режима, вроде завершающего свой срок обер-дипломата ЕС Борреля или экс-премьера Великобритании Джонсона. Так, британец сходу заявил о том, что выборы «украдены марионеточным правительством Путина в Тбилиси».
Смешно здесь то, что добрая половина агитации победившей «Грузинской мечты» строилась на тезисе «мы не хотим как на Украине», причём подразумевая именно правление Зеленского и компании. В этом смысле весьма показательно сделанное незадолго до выборов, 22 октября, заявление отошедшего от дел основателя «Грузинской мечты» Иванишвили. По его словам, после начала СВО кто-то из западных «партнёров» прямо предложил тогдашнему премьеру Гарибашвили атаковать российские войска и продержаться хотя бы несколько дней, а затем уйти в горы и организовать партизанскую войну. И хотя звучит это всё предельно сюрреалистично, другие ходы кураторов Киева в ходе конфликта (например, «давайте просто воевать» всё того же Джонсона) намекают, что и подобную «просьбу» они вполне могли выкатить.
Впрочем, вполне вероятно, что достаточно активное вмешательство украинской «диаспоры» в протесты грузинской оппозиции происходит по указке самого Зеленского. На фоне ухудшающейся с каждым днём ситуации киевский режим кровно заинтересован в любых неприятностях вокруг границ России, которые потенциально могут отвлечь внимание Москвы. Хунту не отрезвила даже ловушка, в которую она загнала себя сама, решившись на бросок в направлении Курска, совершенно не помешавший российским войскам развивать наступление на Донбассе и в Запорожье – да и с чего бы им вдруг ехать в Тбилиси?
А самое главное, что практически открытым участием в вялой попытке госпереворота Зеленский сделал своим грузинским «друзьям» медвежью услугу, на деле подтвердив риторику партии власти. И если платные «борцы за демократию», возможно, ещё попрыгают, изображая эту самую борьбу, то грузинский обыватель лишь уверится в том, что сделал правильный выбор. В теории, этот пример должен бы кое-что показать и жителям Европы, но вряд ли им позволят ознакомиться с такой страшной крамолой.
* – внесён в РФ в реестр экстремистов и террористов.